Толкование на Ис. 10:15

Свт. Василий Великий

Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево

Пророческое слово обличает гордыню князя ассирийского. Для чего ты высоко думаешь о себе, как посекающий народы и ниспровергающий могущество городов? Поэтому стала бы высоко о себе думать и секира, как низлагающая на землю огромные дерева, и пила, как разделяющая цельность и связность дерев. Но секира не сечет без рук, и пила не может разделить без влекущего ее и рассекающего дерева по правилам искусства на какую ни есть потребу. Если же достоин кто похвалы, то, конечно, действующий секирой и со знанием дела влекущий пилу. Так, не дерево, получившее вид скипетра, должно пользоваться преимуществом власти, но тот, кто держит в руке скипетр, в знак принадлежащего ему владычества. Так взял Я и тебя для наказания согрешившего народа, вместо секиры и пилы употребив твою жестокость, чтоб дать правдивое вразумление народу для его же пользы. Как в судилищах палачи, поставленные быть совершителями казни, не властны в наказании и делают не что-нибудь по своей силе и власти, а только дозволяемое им законами, подобно и ассирияне, не как народ сильный, не как способные произвести что-нибудь сами по себе, а только в известной мере, данной им от Врачующего согрешивших, употребляются в дело при наказании.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево

Смотри, с кем сравнивают еретики Сына Божия. С тем, с чем Св. Писание сравнивает ассирийцев. Как секира сечет не сама собою, так и ты сам собою не сделаешь ничего; и как пила не сама себя влечет, так и ты сам собою не совершишь ничего. И не так, т е. после этого Я не буду больше в тебе нуждаться. «Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его». Так как Я был вознесшим тебя, то впоследствии Я никогда не вознесу тебя.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 15-16 Еда прославится секира без секущаго ею; или вознесется пила без влекущаго ю; Такожде аще кто возмет жезл, или древо: и не тако. Но послет Господь Саваоф на твою честь безчестие, и на твою славу огнь горя возгорится

Ясно изобличает Ассириянина, который безрассудно возгордился и совсем не понимал того, что погибель Самарии и покорение вместе с нею других городов нисколько не было делом руки его, напротив это – следствие высшего приговора над теми, которые нестерпимо нечествовали, приговора, который поражает их подобно секире, жезлу или палке. Скажи мне, говорит, безрассуднейший из всех! еда просливится секира без секущего ею? Ибо хотя бы секира была очень остра и удобна к посечению полевых деревьев; но кто похвалит за это секиру, как будто она может делать это без секущего ею? и может ли сделать что-нибудь сама по себе пила, если никто не тянет ее и не толкает назад. И если никто не поднимет жезла или палку против чего-нибудь, то не будут ли они в том же положении, в каком были? Ибо жезл будет лежать на земле и палка упадет. Но если кто-нибудь возьмет и употребит их против кого-нибудь, то совершится то, что чрез них производится. Итак, почему же, говорит, ты высоко возмечтал о себе? почему поднимаешь бровь свою? Не думаешь ли, что ты сам собственною силою совершил то, что взял города, тогда как ты по небесному определению был лишь орудием соделавшей сие десницы, именно божественной? Итак, не тебе принадлежит слава, но Богу, Который воспользовался твоею жестокостью, как некою секирою, жезлом и палкой, против тех, которые оскорбили Его. Но, говорит, не так будет, как ты сам подумал; ты не сохранишь прежней своей славы и не будешь наслаждаться пышными почестями; ты ничего не сотворишь крепостью своею и премудростью разума своего не изменишь пределы народов, не возьмешь вселенной как яйца оставленные, послет Господь Саваоф на твою честь безчестие, и на твою славу огнь горя возгорится. Честью же его называет войско, им предводительствуемое и подчиненное ему. Ибо чрез него он прославился. Потому, говорит, огонь возгорится против него и сожжет твою честь. А каким образом это случилось, это объяснит также в непродолжительном времени.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Макарий Великий

Что же будет обнаружением воли, как не труд добровольный? Как железо, когда режет, рубит, возделывает землю, насаждает, будучи нагнетаемо, само углубляется, впрочем иной некто движет им и налагает его, и, когда сломано, разжигает в огне и обновляет: так и человек, хотя сокрушается и утруждается, делая доброе, однако же сокровенно действует в нем Господь, и во время утруждения и сокрушения утешает и обновляет сердце, как и Пророк говорит: «Еда прославится секира без секущаго? Или вознесется пила без влекущаго»? Тоже бывает и во зле; когда человек повинуется и делается готовым, тогда сатана побуждает и изощряет его, как разбойник — меч. Железу же уподобили мы сердце по его бесчувственности и по великой жестокости. Но мы не должны были, подобно бесчувственному железу, не знать того, кто управляет нами (когда только от слова о делателе обращались к помыслу лукавого), а напротив того, подобно волу и ослу, обязаны были знать, кто понуждает и ведет нас по своему разумению. Ибо сказано: «позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего, Израиль же мене не позна» (Ис. 1:3-5). Посему, будем молиться, чтобы приобрести нам познание Божие и научиться духовному закону для исполнения святых заповедей Его, прославляя Отца, Сына и Святого Духа во веки. Аминь.

Собрание рукописей типа II. Беседа 37.

Блж. Иероним Стридонский

Будет ли величаться секира пред тем, кто рубит ее, или будет ли гордиться пила пред тем, кто двигает ее! Как будто жезл возносится против того, кто поднимает его, и как будто гордится палка, которая конечно есть дерево

Против Сеннахериба, или, как многие думают, Навуходоносора, хвалившагося и говорившаго: силою руки моей я сделал, премудростию своею уразумел и проч., святой пророк отвечал: о неразумнейший из смертных! гнев Божий ты считаешь своею мудростию и Его повеления относишь к своей силе! Как будто секира величается пред тем , кто держит ее, и пила пред тем, кто двигает ее, и как будто они говорят, что все, что делается секирою и пилою, сделано их искусством! И как если бы кто взял жезл и поднял палку, чтобы побить кого нибудь, а сам жезл и палка стали бы хвалиться и говорить, что они побили побитого: так и ты, быв орудием воли Божией, превозносишься в гордости и хвалишься, что все совершающееся есть дело твоей силы. — Что говорится А ссириянину, то может быть относимо и к гордости еретиков и к диаволу, который в Писаниях называется секирою, пилою и жезлом, так как им посекаются и раскалываются бесплодные деревья и распиливается жестокосердие неверующих и как жезлом поражаются непринимающие вразумления. Также и еретики, уста которых полагаются на небеси, а язык проходит по земле, ум, полученный от Бога во благо, употребляют на противное и превратное, на то, чтобы говорить против Того, Кем они созданы, и служение языка, коим должно восхвалять Господа, обращают на богохульство (Пс. 72:8-9).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.

Иаков Афраат

Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево

Ты, Сеннахирим, лишь секира в руках рубящего и пила в руках пилящего, ты лишь жезл в руке Того, Кто воздвиг наказание, ты - бич поражающий. Ты был послан против народа неверного: было дано тебе повеление против народа дерзкого, чтобы ты пленил и разорил его. Ты соделал его уличной грязью перед всеми людьми и всеми народами. Но, совершив все это, зачем ты превознесся перед Тем, Кто держит тебя, и возгордился перед Тем, Кто пилит тобой и посрамил тобой град святой?

Тахвиты.

Лопухин А.П.

Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево

Ассур - есть только слепое орудие в руках Божиих.

Восстает… правильнее было бы сказать: управляет рукою, которая поднимает его.

Поднимается… правильнее; заставь двигаться руку.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 10:12