Толкование на Ис. 11:9

Свт. Афанасий Великий

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море

Ныне же по всей земле прошел голос их (Рим. 10:18), и вся земля наполнилась знаниями о Боге, и ученики просветили все народы, и исполнилось написанное: Все сыновья твои будут научены Господом (Ис. 54:13). Тогда это образом было того, что обнаружится. Ныне же явилась истина.

Против ариан.

Свт. Григорий Великий

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море

О нашем Спасителе свидетельствует Павел, говоря: Сделавшись за нас клятвою (Гал. 3:13). Через пророков также возвещает о дереве, когда говорит: Господь правил с дерева. И снова: Положим древо в пищу Его (Иер. 11:19). Через Евангелие, где само страдание Господа, о котором было пророчество, возглашается, действительно дерево Креста открыто показывается. Через апостолов же этот самый Крест даже в словах и делах пребывает, когда Павел говорит: Для меня мир распят, и я для мира. И еще: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14).

Для нас, устремляющихся в вечное отечество, Священное Писание является морем в четырех смыслах. Оно возвещает Крест, потому что нас несет к земле живых на дереве. Если бы пророк не осознал, что Священное Писание подобно морю, едва ли бы сказал: Наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. Итак: и один образ самих четырех видов, и вид их и деяние, как если бы было колесо в середине колеса. Один образ этих четырех, так как то, что предсказал Закон, то предсказали и пророки, о чем возвестили пророки, это представляет Евангелие, а что представило Евангелие, это возвестили апостолы по миру. Следовательно, один образ этих четырех видов, потому хотя божественные изречения и разделены во времени, однако они объединены в восприятии. И вид их, и деяние - как бы колесо в середине колеса. Колесо в колесе - это Новый Завет, как мы сказали, внутри Ветхого Завета, потому что, что обозначил Ветхий Завет, то представил Новый Завет. Чтобы мне сказать немногое о многом, что значит то, что, когда Адам спит, рождается Ева, если не то, что, когда Христос умирает, создается Церковь? Что есть то, что Исаак влечется для жертвоприношения и несет дрова, и ложится сверху на алтарь, и живет, если не то, что Спаситель наш,которого вели для страдания, Сам Себе нес бревно креста? И так при жертвоприношении ради нас умер в человеческой природе, чтобы, однако, оставаться бессмертным в Божественной природе.

Гомилии на пророка Иезекииля.

Свт. Иоанн Златоуст

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море

См. Толкование на Ис. 11:8

Толкование на пророка Исаию.


Что Господь во всю вселенную пошлет проповедников и что никто не останется не слышавшим проповеди, это также предсказано.

Против иудеев и язычников.

Свт. Кирилл Александрийский

и не сотворят зла, ни возмогут погубити никогоже на горе святей Моей: яко наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море

См. Толкование на Ис. 11:6

Прп. Ефрем Сирин

И… наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море. Как вода покрывает морские недра, так всю землю покроет ведение Истинного.

Толкование на книгу пророка Исаии.

См. также Толкование на Ис. 11:5

Блж. Иероним Стридонский

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море

См. Толкование на Ис. 11:6

Лопухин А.П.

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море

Не будет делать зла. Кто здесь разумеется - животные или люди? Вторая половина 9-го стиха, представляющая собою обоснование первой (ибо) заставляет нас относить и слова первой половины стиха к людям же, которым только одним свойственно ведение о Боге, о каком говорится во 2-й половине стиха. - На горе Моей. Это, по всей вероятности, гора Сион, на которой был построен храм Соломонов (ср. Ис. 2:2), а затем - Церковь Христова, которой прообразом служил ветхозаветный храм. - Земля. Здесь разумеется уже вся земля, все страны ее. Пророк указывает здесь на универсальность царства Мессии, как и псалмопевец, говорящий: по всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их, т. е. проповедников Евангелия (Рим. 10:18; ср. Пс. 18:5).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 11:6