Толкование на Ис. 14:21

Свт. Василий Великий

Ст. 21-23 Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф

Уготови чада твоя на убиение грехами отца твоего. Но злым семенем чего-либо называется иногда не то, что непременно произошло от предшествовавшего сеяния, а напротив того, что и само служит к происхождению другого, именуется семенем. Как при миротворении первые растения были семенем для других, а сами не от других произошли, потому что были первоначальнее образовавшихся из семени, так, может быть, и теперь пророческое слово того, кто в пример другим предначал зло и как бы сделался семенем подражания, именует злым семенем, не потому что получил бытие от предшественников, но потому что положил начало преемникам. А иной сам от себя может быть семенем злым, будучи началовождем злобы, и опять, обучившийся у лукавых учителей именуется подобным именем. Племя Ханаане, а не Иудино (Дан. 13:56) назван оный грешник не потому, что плотское его происхождение нечисто и имеет примесь от Ханаана, напротив того, за подражание Ханаану называется семенем ханаанским. Посему каждый, по своему произволению, может быть или семенем святым, или противоположным тому. Ибо послушай, что говорит Павел: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1 Кор. 4:15). И еще сказано: Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12), и всяк творяй грех от диавола рожден есть (ср. 1 Ин. 3:8).

С каким же намерением пророческое слово повелевает злому семени уготовить чада свои на убиение грехами отца? Многократно замечали мы, что дела каждого и плоды душевные именуются чадами. Ибо сказано: спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием (1 Тим. 2:15). Ибо и душа спасется, как жена, не вдавшаяся в обман Жениха, когда с помощью слова плодопринесет чада - добрые дела, если только пребудет в благом навыке и не омрачится какими-либо последующими грехами. Так и мы, сообразно с духовным и Божественным законом понимая благословение, в котором сказано: благословена исчадия чрева твоего (Втор. 28:4), разумеем не иное что, как душевные плоды. Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли (Ис. 26:18). Посему истребление лукавых дел называется убиением чад, и оно служит в пользу породившего отца. Посему, в настоящем месте, сокровенное человеколюбие выражает сей иносказательный образ речи, повелевающий злому семени облегчить тебя, по возможности, от бремени своих грехов. Ибо приявшие на себя образ лукавого и соделавшиеся чадами греха все исчадия души своей должны убить для истребления грехов. А если не умрем греху, то как правдою поживем (1 Пет. 2:24)? Ибо Пророк говорит: да не востанут и наполнят землю градами. Лукавство есть мятежное восстание греха; посему греху должно пребывать мертвым, и не надобно дозволять, чтобы он составлялся и умножался. Ибо таково значение города.

А Господу Саваофу прилично погубить и имя, и останок, и семя греха. Блаженно состояние души и общества человеческого, в которых имя греха не именуется, по слову Апостола: Блуд же, и нечистота, и студодеяние ниже да именуется в вас, якоже подобает святым (ср. Еф. 5:3). А вторая степень - чтобы не было, по крайней мере, останка. Ибо многие, обратившись от лукавых дел, как бы удерживая в себе памятование прежних дел, посредством него нередко обновляют умолкнувший грех.

Посему, чтобы не было и останка, то есть чтобы остальное семя лукавого учения не могло сохраняться в преемниках чрез подражание предшественникам, сия глаголет Господь: И положу Вавилонию пусту яко вогнездитися ежем, и будет ни во чтоже, и положу и брения пропасть в пагубу, человеколюбивый Господь угрожает, что положит Вавилонию пусту. И опустение лукавого жилища, и истребление жизни смутной для способных понимать есть вожделенное благо. Угрожает же таким опустением Вавилонии, что в ней не будет обитать человек вавилонянин, но его место заступят ежи. А это животное ограждено жесткими и острыми иглами, когда захочет, свертывает голову и ноги, образует из себя вид совершенного шара, так что его трудно взять в руки, потому что голова и ноги завернуты, а наружность покрыта отовсюду иглами. И это одно животное спокойно отмщает тем, которые замышляют против него. Ибо кто налагает на него руки, тот сильно их укалывает, и чем крепче захочет его сжать, тем глубже вонзаются иглы.

А может быть, подразумеваются нравы людей, которые вместо вавилонян поселились в городе, нравы необщительные, своеобычливые, любящие обхождение суровое. А что роды животных берутся в означение человеческих нравов, сие знаем из Петрова видения, когда в сосуде, спущенном с небес, были всякого рода животные, гады, птицы, четвероногие (см. Деян. 10:12-17). Ибо слово давало разуметь, что люди от различных грехов должны быть приводимы к вере и что они-то уподобляются или четвероногим, по своей скотоподобности, или гадам, по своей ядовитости, или птицам, по своему легкомыслию и непостоянству. Поэтому, может быть, и еж в Писании иносказательно означает каких ни есть людей, подобно как змеи означают саддукеев и фарисеев (см. Мф. 23:33), лисица - Ирода (см. Лк. 13:32), кони женонеистовни - сластолюбивых (ср. Иер. 5:8), овцы - людей самых незлобивых (см. Мф. 10:16), козлища - необщительных и скупых (см. Мф. 25:33). Почему и к ежам, так как сие животное надеется собственными иглами защититься от вреда, не без основания можно применить богатых века сего, о которых говорит Господь, что они собственным своим тернием подавляют в себе слово и делают его бесплодным (ср. Мф. 13:22).

Будет же Вавилон ни во чтоже и брения пропасть. Если взять сие в смысле чувственном, то слово сим показывает, что река Евфрат, протекающая по середине города, не находя свободного стока по руслу реки и разлившись в Вавилоне, совершенно истребит его и обратит в пропасть не воды чистой, но тины. Ибо таково конечное сокрушение раздражающих Господа.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями

См. Толкование на Ис. 14:20

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 21-22 Уготови чада твоя на убиение грехами отца твоего, да не востанут и наследят землю и наполнят землю ратьми. И востану на ня, глаголет Господь Саваоф, и погублю имя их, и останок, и семя: сия глаголет Господь

Навуходоносор поступал страшно жестоко со всеми народами. И бывшие после него и наследники его, даже до Валтасара, подражая жестокости отца своего, продолжали его дела, ибо они были свирепы и бесчеловечны со всеми народами; они притесняли и Израильтян, хотя эти находились в плену и обременены были игом рабства. Они столько великое возмечтали о себе и против самой славы Бога, что преступный Валтасар, устроивши пир своим вельможам, принес священные сосуды и пил из них вместе с своими невольницами и женами, и тогда-то появился перст руки, как говорит Даниил, и начертал на стене слова: Мани, Фекел, Фарес. Объясняя это, божественный Даниил сказал, что царство его разделено и предано Мидянам и Персам. Посему говорят, что тогда совсем истреблен был род Навуходоносора и Валтасара, так что после них совершенно никто из их потомков не восходил на их царский престол. Думаю, что на это именно и указывает нам пророческая речь в приведенных словах. Смотри, как устремляется гнев божественный на всякое злое семя; ибо уготови, говорит, чада твоя на убиение грехами отца твоего. Поелику отцы были нечестивы; то совершенно прекратился их будущий род. По какой причине? Да не восстанут, и наследят землю, и наполнят землю ратьми, то есть дабы последуя надменности отцов и соревнуя нечестию предков, они не наполнили землю войною, подобно тому, конечно, как и те, и не сделались владыками ее. И востану на ня, глаголет Господь Саваоф, и погублю имя их, и останок, и семя. Ибо как тем из царей Израильских, которые благоугождали Богу, он обещал, что и четвертое поколение их будет сидеть на их престоле, продолжая свое благоволение к будущему их роду; так Он пресекает продолжение рода тех, которые сделались весьма нечестивыми, потому что нечестивые, говорит, с корнем будут исторгнуты из земли. Итак, да слышит это и враг всех, изобретатель греха, виновник всех наших несчастий. Якоже риза намочена в крови не будет чиста, тако и ты не будешь чист: зане землю Мою погубил еси, и люди Моя избил еси (Ис. 14:20). Он не удовольствовался тем, что склонил начало (начальника) нашего рода к преступлению (заповеди), но и всю вселенную отвратил от Бога и, удаливши находящегося на земле человека от любви к Нему, заставил его покланяться себе и низринул в глубину погибели. Посему он не будет чист; но и не пребудет в вечное время. Ибо он не совсем возобладал над неправедно обижаемыми, так как Бог обуздал его алчность и пресек устремление на них его коварства. Он погиб вместе с своими чадами, то есть нечистыми демонами; потому что они были семя злое. Они погибли низверженные в бездны преисподней, как говорит ученик Спасителя (Иуд. 1:6), да не востанут и наследят землю и наполнят землю ратьми. Они лишены были владычества над нами, и Христос сделался миром для нас, как пишет блаженный Павел: мир Христов, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша (Фил. 4:7). А каким образом им случилось потерпеть это, уясняет нам сам Бог всяческих, говоря: и востану на ня, глаголет Господь Саваоф, и погублю имя их, и останок, и семя.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Уготови чада твоя на убиение, потому что за нечестие отца и у семени его отнято царство.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Не наречется во век семя нечестивых. Приготовляйте сыновей его к убиению за беззаконие отцев их; они не возстанут и не наследуют землю и не наполнят лица вселенной городами

Все историческия известия согласно передают, что после того как, по убиении Валтасара, внука Навуходоносора, на царство Халдейское вступил Дарий, то потом уже никто из рода Навуходоносора не был царем. Итак Писание предсказывает то, что Вавилон придет в такое запустение, что даже из царскаго рода никого не останется, а за нечестие отца будет истреблено все потомство его. А вместо переведеннаго нами в последней части стиха; и не наполнят лица вселенной городами в еврейском вместо городов стоит arim, что мы можем перевести и неприятелями, так что смысл такой: никто из семени твоего не возстанет неприятелем, желая возвратить себе царство. А какой смысл имеет это место по Семидесяти толковникам, поставившим: семя злое, приготовь сыновей своих на убиение за грехи отца твоего, чтобы они не возстали, — недоумеваю.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Ст. 21-22 LXX: Семя злое, приготовь сыновей своих к убиению греха (или за грехи) отца своего, чтобы не возстали и не владели землею и не наполнили землю городами. И возстану на них, говорит Господ Саваоф, и истреблю имя их и остаток и семя. Вместо семени злого, как перевели LXX, в еврейском написано: zera mrim, что прочие перевели: семя злых. Не потому что семя зло само по себе, ибо Бог все сотворил добрым (Быт. 1:31); но от тех, которые злы по воле своей, произошло семя злое, что бывает по воле, а не по природе. Поэтому и у Даниила читаем: племя Ханаане, а не Иудино (Дан. 13:56). И о добрых сыновьях говорится апостолом: о Христе Иисусе благовествованием аз вы родих (1 Кор. 4:15), и в Евангелии: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12). Ибо всякий, творящий грех, есть от диавола. Итак этому семени заповедуется, чтобы приготовляло к убиению своих сыновей, то есть все помышления злые и дела злые, рожденные нечестивыми отцами, чтобы обозначить, без сомнения, противные силы. Эти злые сыновья для того убиваются за беззакония отцов их, чтобы они не восстали и не стали владеть землею, которая должна быть владеема и наполняема святыми, чтобы построялись в ней города Господни. И так как победа людей не совершенна, ибо аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1), то поэтому Господь сам восстанет против сыновей злых и истребит из смешения имя их, и остаток, и всякий отпрыск и поколение, чтобы более не размножались в городах Господних. Мы читаем в Евангелии (Ин. 8:44), что диавол от начала лжив и что он отец ея, то есть лжи, не понимая чего многие полагают, что отец диавола есть змий, царствующий в море, которого Евреи называют левиафаном. И думают, что это согласно с настоящим местом по LXX толковникам, которые сказали: за грехи отца твоего, между тем как в еврейском abotham(или abothum) ясно значит не отца твоего, а отца их.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.

Верекунд

Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями

См. Толкование на Ис. 14:20

Лопухин А.П.

Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями

Готовьте… Пророк обращается к врагам Вавилона, которые должны умертвить все семейство вавилонского царя. [LXX переводчиков здесь видят обращение к царю вавилонскому, чтобы он готовил своих чад на заклание (ирония).]

чтобы не восстали, т. е. чтобы снова не собрались с силами.

Неприятелями, по-евр. аrim = городами или крепостями, в которых они могли бы поставить снова свои гарнизоны и держать таким образом и далекие страны у себя в подчинении. Некоторые новейшие критики предлагают здесь вместо arim читать ajim - развалины, и это чтение дает более естественный перевод: цари вавилонские действительно наполнили вселенную развалинами.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 14:3