Толкование на Ис. 22:20

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 20-24 И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий

Но когда говорит: Призову Елиакима (имя которого толкуется воскресение Бога)… тогда говорит: будет висеть на нем вся слава дома отца его (Ис. 22:20-24). А дом Отца Христа какой иной мог быть, кроме Церкви? Но кто славен в нем, тот будет уповать на Христа, и не только один славный по суду мира, но хотя бы кто был и ничтожным по этому суду, ибо праведен и нелицемерен Бог всяческих, напротив, воздает каждому по мере возраста духовного, так как в духовном отношении одни суть отцы, другие же еще дети, отроки, юноши.

Комментарии на пророка Исаию.


Ст. 20–24 И будет в той день, и призову раба Моего Елиакима сына Хелкиева и облеку его во утварь твою, и венец твой дам ему и державу твою, и строительство твое дам в руце его: и будет яко отец живущим во Иерусалиме, и живущим во Иудеи. И дам ему славу Давидову, и обвладеет, и не будет противоглаголющаго и дам ему ключ дому Давидова на рамо его, и отверзет, и не будет затворяющаго, и затворит, и не будет отверзающаго. И поставлю его князя на месте верне, и будет на престоле славы дому отца своего. И будет уповаяй на него всяк славный в дому отца его, от мала даже до велика: и будут зависяще на нем в той день

Это повествование не отступает от истории, ибо и оно еще направлено против Сомнана домоправителя, который получил славу священства, но так злоупотреблял им и так притеснял всякого приходившего к нему, что был невыносимым корыстолюбцем и не было ничего постыдного, чего бы он не совершил. Итак, после того, как он извержен будет, то есть, отведен будет в страну пространную и безмерную, призову, говорит, в то время раба Моего Елиакима сына Хелкиева. Называя его своим рабом, он засвидетельствовал о его послушании. А что он дарует ему славу священства, это он показывает, обещая возложить на него венец и говоря, что даст ему облачение и домостроительство и власть, то есть, силу управлять подвластным народом. И сверх того засвидетельствовал, что он будет человек благих нравов, не высокомерен подобно Сомнану, но как отец верный и добрый. Поэтому он будет утвержден на месте верне, то есть на крепко охраняемом для него и прочном, так что и всякий знатный и славный будет желать на него возлагать надежду, не как на Бога, потому что ему многого недостает для этого, но как на любвеобильного отца. И будет, говорит, охранять и защищать малого и великого, и так будет возлюблен, что подвластный ему народ будет как бы виснуть на нем. И это, как я сказал, представляет нам историческое повествование. Однако думаем, что более глубоким смыслом (речи) опять указывается нам на таинство Христа. Ибо книжники и фарисеи, увенчанные священством по закону, были не послушны, жестоки и горды, пристрастны к богатству, почитатели богатых людей и творили все ненавистное Богу. И сам пророк Исаия в начале книги говорит: како бысть блудница град верный, Сион полн суда, в немже правда почиваше, ныне же в нем убийцы: сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии (Ис. 1:21-23). Обвиняет их и сам Спаситель, говоря так: Горе вам книжницы и фарисее, лицемери, яко одесятствуете мятву, и копр, и кумин, и остависте вящщая закона, суд и милость и веру (Мф. 23:23) и что еще нечестивее сделались и богоубийцами. По сей причине они лишены были почестей священства и устранены были от власти над народом и удалены были от вверенного им домостроительства по закону и лишились священных венцов и подобающего священникам одеяния. После них призван был Господь наш Иисус Христос, наш великий архиерей: ибо, как пишет блаженный Павел, никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Христос не себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к нему: Ты еси священник во век, по чину Мелхиседекову (Евр. 5:4-6). Будучи по естеству Богом и Господом всяческих и принимая от всех служение, когда сделался человеком, Он стал и нашим первосвященником, и говорится о Нем, что Он, получил славу Давида, то есть начальство и царство над Израилем. Израилем же мы называем вовсе не Израиля по плоти, но духовного и мысленного: не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль: ни зане суть семя Авраамле, вси чада (Рим. 9:6-7), но оправданные верою, последующие стопам отца Авраама, – они-то и суть чада Авраама и называются сынами обетования и Израилем. Когда же явлен был общий наш архиерей Христос, тогда, говорит, не будет противоглаголющаго: ибо ничтоже успеет, враг на него и сын беззакония не приложит озлобити его (Пс. 88:23). А также (можно понимать) и иным образом. Израиль воспротивился ему, а язычники с радостью подчинились его владычеству. Посему и находим, что Он говорит устами Давида об Израиле: избавиши мя от пререкания людий, о язычниках же: поставиши мя во главу языков, людие, ихже не ведех, работаша ми: в слух уха послушаша мя: сынове чуждии солгаша ми: сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих (Пс. 17:44-46): обетшаша и стали близки к погибели и имели как бы пораженный ум, сыновья сделались чужими, то есть, Израильтяне, – древле они были первенцем (между народами), – но когда солгали Христу, сделались чужими для Него; ибо они напоследок названы были чадами погибели, сынами геенны. Но когда говорит: поставлю Елиакима (имя которого толкуется воскресение Бога, ибо восстал на помощь нам Бог Слово, древле говоривший: от скорби бедных и стенания нищих ныне избавлю, глаголет Господь), тогда, говорит, будет уповаяй всяк славный в дому отца его. А дом Отца Христова какой бы иной мог быть кроме церкви? но кто славен в ней, тот будет уповать на Христа и не только один славный по суду мира, но хотя бы кто был и ничтожным (по этому суду); ибо праведен и не лицеприятен Бог всяческих, напротив воздает каждому по мере возраста духовного, так как и духовном отношении одни суть отцы, другие же еще дети, отроки и юноши.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина

См. Толкование на Ис. 22:15

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


См. Толкование на Ис. 22:15

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 20-24 И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего. И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий

Елиаким (ср. Ис. 36:3; 37:2). Из того, что пророк называет Елиакима рабом Божиим, видно, что это был человек богобоязненный и, вероятно, друг пророка.

Одежда и пояс - знаки его высокого служения.

Будет отцом - будет заботиться об истинном благе народа, тогда как Севна более заботился о себе (изрытие гробницы).

Ключи - символ власти, в силу которой он один имея право допускать к царю просителей (слова эти послужили основанием для образа, встречающегося и в Новом Завете (ср. Мф. 16:19 и Откр. 3:7).

Как гвоздь. Это выражение объяснено в 24 ст.

Седалище славы, т, е. он прославит всю свою фамилию и откроет ей доступ к важным должностям.

Всей домашней утвари - в переводе с евр. : всех малых сосудов, начиная с кубков и кончая широкими чашами.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 22:15