Толкование на Ис. 26:5

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 5-6 Боже великий, вечный, иже смирив низвел еси живущия в высоких: грады крепкия разориши и обнизиши я даже до земли. И поперут я ноги кротких и смиренных

За весьма чудные дела святые пророки обыкновенно приносят благодарения всем управляющему Богу и от радости как бы скачут. А это служит ясным доказательством величайшей искренности (этого чувства) у них. Они весьма радуются, видя распространение славы Божией и погибель тех, которые ненавидят ее, говорю, нечистых демонов и между ними сатаны, которых (Исаия) уподобляет укрепленным городам и о которых утверждает, что они живут на высоких; ибо они всегда имеют гордые и надменные помыслы, так что восстают против десницы самого Бога и думают, что, жестоко оскорбив Его, нисколько не потерпят за это, но что они всецело царствуют над живущими на земле. Но Ты, говорит, един Бог великий и вечный и это Ты доказал самым делом, ибо смирив низвел еси живущия на высоких, то есть сокрушил силу гордых, возносящихся и надменных унизил до земли и как бы укрепленные города разрушил до основания. Именно это и означает: даже до земли. Ты дал их в попрание ногами кротких и смиренных. Опять кто сии? Не верные ли хранители заповедей Спасителя, старающиеся подражать своему Господу, который возглашает и говорит: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:28-30). Вспомним и еще Его слова: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10:19. Ибо попран дракон отступник; и на аспида и василиска наступили мы, хотящие жить в помощи Вышнего и оказавшиеся под кровом Бога небесного, то есть Христа. Он получает поклонение на небесах, ибо егда, говорит, вводит первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси ангели Божии (Евр. 1:6).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 5-6 В Господе Боге, крепком во веки; ибо Он ниспровергнет живших на высоте, город высокий смирит, смирит его даже до земли, ниспровергнет его даже до праха. Будет попирать его нога, ноги бедного, стопы нищих

Это также говорит пророк, отвечавший начиная со слов: надейтесь на Господа во веки вечные (Ис. 26:4), который присовокупляет теперь приведенное нами: на Господа Бога крепкого во веки и прочее. Вместо Господа Бога крепкого, в Еврейском стоят три имени: ia, adonai и sur, из коих первое значит невидимый, второе — неизреченный, третье — сильный из коих первое составляет последний слог в аллилуя. Любознательный читатель пусть обращает внимание на то, что иногда, приводя объясняемое место, мы разделяем текст, ибо иной смысл дает издание LXX и иной буквальный перевод с Еврейского. Итак пророк говорит: надейтесь на Господа во веки вечные, на Господа Бога крепкого во веки, Коего помощь вечная. Ибо Он ниспровергнет живущих на высоте, ибо всякий возносящийся смирится, — живущих на высоте, которые хвалились, что они имеют Отцем Авраама и в поругание Господа говорили: мы от любодеяния несьмы рождени (Ин. 8:41).

Он смирит город высокий, — по мнению Иудеев Рим, а по нашему более верному убеждению Иерусалим, избивший пророков и камнями побивший посланных к нему и наконец умертвивший Сына Домовладыки, чтобы по убиении наследника погибло наследие (Мф. 21:33). И он не называется городом, который по-еврейски іr, а называется саrіа, что Акила перевел πολίχνην и что мы можем перевести или городком или селением или небольшим городом, — каковым именем в Писании часто называется Иерусалим.

И прекрасно два раза повторил о смирении: смирит, смирит его, — в первый раз при Вавилонянах, когда был разрушен храм, во второй при Тите и Веспасиане, опустошение которого пребудет до конца. Будет попирать его нога; повторяет это слово и присовокупляет: ноги бедного, — без сомнения Христа. Об этом выше мы говорили: он стал силою для бедного, крепостью для нищего в горе его. Стопы нищих, т. е. апостолов, которые подражая нищете Господа получили и преимущество силы Его, которые, быв не приняты в этом городе, отрясли на него прах ног своих. И поелику говорится словами Спасителя: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11), то это мы можем относить не только к людям, но и к противным силам. По LXX, пророк воспевает хвалы Богу за то, что Он смиряет всех гордых и укрепления всех городов разрушает, сравнивая оные с землею, и что эти укрепления попирают ноги святых, — кротких и смиренных.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих

Город - см. 25:2.

Попирает его. Пророку как человеку ветхозаветному не чужда была радость при мысли о будущем поражении нечестивых. [В Славянском переводе 70-и 26:6 - И поперут их ноги кротких и смиренных. Прим. ред.]

См. также Толкование на Ис. 26:1

Толковая Библия.