Толкования на Ис. 30:19

Свт. Иоанн Златоуст

Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе

Ничто иное нам так не помогает, как терпение и постоянная надежда. Павел говорит: «надежда не постыжает» (Римл.5:5), и: «в великом терпении» (2Кор.6:4), а в Евангелии говорится: «претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13). Нет ничего, что бы более утверждало человека.

«Иерусалим же плачем восплачется: помилуй мя»: он получил ответ… твоих… так как здесь… все привело к концу. Не слава жизни, не обилие правды, не показание добродетели, – будут только вопли и слезы, подобно тому, как в стране египетской, говорится, «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его» (Исх.3:7), не потому, что они обратились к правде, но потому, что Он полагал для них достаточным прибегнуть, для своего спасения, к Богу. Ужели этого достаточно для примирения с Богом? Конечно, говорит пророк, потому что Он милостив и жалеет тебя: «Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе».

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Зане людие святии в Сионе вселятся, Иерусалим же плачем восплакася: помилуй мя. Помилует тя, егда узре глас вопля твоего, послуша тебе

Славою Израиля наименовав Спасителя всех Бога, показывает, что истинно блаженными Бог являет тех, которые не хотят удаляться от Него, напротив прилепляются к Нему чрез повиновение и покорность Ему во всем. А что во время пришествия Спасителя нашего многие из потомков Авраама покаются и оправданные верою и освобожденные от всякого греха получат освящение от Духа, об этом учит говоря: людие святии в Сионе вселятся, плачем же восплакася, Иерусалим: помилуй мя. Поелику Бог всяческих человеколюбив и многомилостив, то Он помилует тя и услышит вопль твой, ибо узрел твое покаяние и без сомнения даровал благодать непамятозлобия. Итак, что касается изволения Господа всяческих, то все были спасены чрез веру во Христа. Но поелику не приняли Искупителя; то преданы на погибель, или, вернее, сами избрали это.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе

Плачем не восплачитеся, по причине отчаяния.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Иоанн Кассиан

Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе

Бог непрестанно покровительствует нам и так любит создание Свое, что промысл Его не только сопутствует нам, но еще непрестанно предваряет нас. Испытавший эту любовь пророк говорит: Бог мой, милующий меня, предварит меня (Пс. 58:11). Если Он видит зародыш доброго расположения в нас, то немедля возбуждает его и всячески содействует возрастанию, ибо говорит: И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу (Ис. 65:24), и не только внушает святые желания, но еще устраивает случаи к исполнению их и заблуждающимся указывает спасительный путь.

Итак, хотя благодать Божия и произволение человеческое, по-видимому, друг другу противоположны, но оба согласно действуют и для дела спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной веры. Когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет и укрепляет нашу готовность. Ибо Он тотчас отвечает на вопль наш: И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49:15). Но если мы не хотим добра, или охладели к нему, то дает нам спасительные советы, через которые доброе расположение образуется или возобновляется.

Собеседования.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо народ Сиона будет жить в Иерусалиме. Ты не всегда будешь плакать, Он милосердый помилует тебя: по гласу вопля твоего, тотчас как только услышит, ответит тебе

Ибо народ Сиона будет жить в Иерусалиме. Иудеи относят это ко временам Кира, когда народ возвратился из Вавилона в Иудею под начальством Зоровавеля и первосвященника Иисуса. Мы же, как уже часто говорили, относим все обетования, выходящие из пределов того ограниченного времени, к пришествию Христову, когда бывший некогда плененным и освобожденный чрез страдание Господа народ стал жить в Сионе и Иерусалиме, и именно на сторожевой башне и в видении мира, то есть в церкви. А что касается добавления о святости, сделанного Семидесятью, которые сказали: ибо народ святой живет [или будет жить] в Сионе, то в объяснение этого мы можем сказать, что в Сионе никто не живет кроме того, кто свят и кто внимает Господу, говорящему: будете святы, яко свят есмь Аз (Лев. 11:44).

Ты не всегда будешь плакать, Он милосердый помилует тебя: по гласу вопля твоего, тотчас как только услышит, ответит тебе

Когда ты возвратишься в Сион и будешь жить в Иерусалиме, то не будешь плакать, как прежде плакал, но плач твой обратится в радость: блажени плачущии, ибо они возсмеются (Лк. 6:21). И после того как ты воззовешь и скажешь к Господу: воззвах всем сердцем моим, услыши, мя, Господи (Пс. 118:145), и еще: «я воззвал, спаси меня, и буду хранить заповеди Твои» (Пс. 118:146), и в другом месте: «я ожидал утра и воззвал» (Пс. 118:147) и голос твой будет столь громким, что достигнет небес: то тотчас Господь ответит тебе, и ты будешь подобен Моисею, о котором написано: Моисей глаголаше, Бог же отвещаваше ему (Исх. 19:19).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.

Лопухин А.П.

Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе

См. Толкование на Ис. 30:18