Толкования на Ис. 31:6

Свт. Иоанн Златоуст

Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля

См. Толкование на Ис. 31:4

Свт. Кирилл Александрийский

Обратитеся, совещавающии глубок совет и беззаконен, сынове Израилевы

Между тем как Бог говорит, что будет на гору Сионю воевати, что подобно сильнейшему льву нападет на тех, кои обижают Израиля или уверовавших в Него, и присоединяет также, что защитит, и избавит, и снабдит, и спасет (Ис. 31:4,5), – пророк снова взывает к нетвердым в вере, что всесильна десница Божия, и кого восхочет, легко спасет от врагов. Итак, говорит, вы, недугующие столь постыдным и премерзким неверием, оставившие Бога всяческих, безрассудно испрашивающие помощи от людей, не знаю как удостоившие чести совет о сем беззаконный и смешной, – обратитеся к Богу, составьте лучший совет, скажите и вы: Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя (Пс. 83:13).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля

Обратитеся… сынове Израилевы, закосневшие доныне в упорстве.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 6-9 Обратитесь, так как вы глубоко отпали, сыны Израиля. Ибо в день тот отбросит человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых сделали вам руки ваши на грех. И падет Ассур не от человеческого меча и не человеческий меч потребит его: и не от меча он побежит и юноши его сделаются данниками. И сила его от страха прейдет, и затрепещут убегая князья его, сказал Господь, которого огонь на Сионе и горнило которого в Иерусалиме

Так как Господь вступает в брань на горе Сионе против врагов Своих и защищает его подобно птицам; то обратитесь, сыны Израиля, или, как перевел Симмах: принесите покаяние вследствие глубокаго замысла и греха отступившие от Бога. Ибо если вы сделаете это, бросив золотых и серебряных идолов, которые служили вам для греха и по причине которых взят ваш город: то падет Ассур, из страха пред которым вы теперь бежите, не от меча человеческого, не от силы войска, но от силы Божией. Разумеет же ангела, которым в одну ночь истреблены сто восемьдесят пять тысяч ассириян. Также и сам царь ассирийский побежит не от меча человеческого, а от гнева Божия, так что юноши его и сильные сделаются денниками мидян, о которых выше против Вавилона говорится: вот я подниму на вас мидян. И сила ассириян вследствие страха Господня прейдет и исчезнет, и все князья его устрашатся. Ибо сказал и обещал это Господь, котораго слово есть дело, и который имеет огонь в Сионе и горнило в Иерусалиме, чтобы врагов Его, как солому и дрова, истребило пламя, выходящее из Иерусалима.

Некто слова: в день тот отбросит человек своих серебряных идолов и прочее объясняет в смысле свидетельства о том, что после возвращения из плена вавилонского до пришествия Христова сыны Израиля не покланялись идолам; в настоящем месте указывается также, что ассириянин должен быть побежден не ангелом, а мидянами, царство которых весьма древнее и некогда сильное, после оскорбления Бога, будет истреблено и порабощено победителями. Назареи так понимают это место: о сыны Израиля, отвергшие сына Божия вследствие злого умысла! Обратитесь к Нему и к Его апостолам. Ибо если вы сделаете это, то отбросите всех идолов, которые прежде служили вам для греха, и падет у вас диавол, не чрез ваши силы, а по милосердию Божию: и юноши его, некогда ведшие брань за него, будут данниками церкви и вся сила и скала его прейдет; равным образом философы и всякое превратное учение обратятся в бегство. Ибо Господь определил, чтобы это было, огонь или свет которого в Сионе и печь в Иерусалиме. Огонь и свет по-еврейски пишется одними и теми же буквами: алеф, вав и реш, что если читать ur, то это означает огонь, а если or, то — свет. Это сказано потому, что вместо огня, как один только Симмах перевел, Акила и Феодотион перевели свет.

А почему у Семидесяти читается: скалою будут окружены, как окопом, и будут побеждены, а кто убежит, того пленят, этого я не могу знать. Разве только το мы можем сказать, что юноши царя ассирийского, которые должны быть побеждены и взяты в плен, так будут окружены скалою, то есть силою Господа, как окружается город окопом. В объяснение же дальнейшего: блажен, кто имеет семя в Сионе и членов семьи в Иерусалиме, мы можем сказать, что согласно со смыслом настоящего места божественная речь увещевает бегущих в Египет возвратиться в Иерусалим и рождать детей. Ему обещается такое блаженство, что он будет защищаться и охраняться помощью Господа. И в другом месте написано о нем: «будет слава сего последнего дома больше, нежели первого» (Агг. 2). Это можно отнести и к церкви,— видению мира и сторожевой башне, о которой написано: преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86:3). И в другом месте: речная устремления веселят град Божий (Пс. 45:5). Ибо в ней есть огонь и горнило, пожирающее грешников и истребляющее дрова, сено и солому, или свет и печь, означающие славу праведных и наказание грешных.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.

Лопухин А.П.

Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля!

Но для того, чтобы удостоиться этой защиты Божией, иудеи должны исполнить одно важное условие - оставить идолов и обратиться к Всевышнему.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 31:4