Толкование на Ис. 37:4

Свт. Иоанн Златоуст

Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых

«Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака». Так и ниневитяне говорили: «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой» (Ион.3:9). Чему нам следует научиться из этого? Хотя мы не надеялись найти милосердие, однако нам не должно удерживаться от молитвы. Слово: «аще» (может быть, если) есть признак неуверенного ума. Тоже говорил Бог пророкам: «и послушай», говорит (Втор. 5:27), а потом: «о, если бы сердце их было у них таково» (Втор. 5:29). Хотя Бог прекрасно знал, что они (евреи) не будут слушать, однако Он не щадил увещаний; будем же и мы поступать таким образом. «Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака». Он не осмеливается назвать Его своим Богом. Итак, что ты говоришь? Ты молишь Бога, но надеешься получить спасение не ради своих молитв, а ради обид неприятеля; точно так же говорится и в притчах: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой» (Притч.24:17–18). Часто побуждает Бога и вызывает на помощь не достоинство спасаемых, но злоба нечестивых. Таким образом и здесь здравый в своем уме показал большое смирение. Видишь ли, как постыдно порицание? Не думай, что это слова Рапсака; то были слова царя, так как прибавлено: «которого послал царь Ассирийский»; а он послал такие пустые и исполненные гордости слова, чтобы оскорбить Бога живых. Это не городу было осадой и не нам бесславием, но, напротив, нам было великою скорбью, что он осмелился все это высказать против Бога, и поносил Его обидными словами; он не сказал ни одного слова, чтобы обнаружить свое великое благочестие.

«Вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых». Смотри: вследствие несправедливых слов врага, молитва Езекии, душевное настроение пророка и вместе угнетенное состояние остальных соединены со многою скорбью. Также и мы будем прибегать к тем, которые могут свободно говорить с Господом, потому что они – твердые башни для нашей защиты. Но не достаточно только прибегать к ним. Езекия и сам не переставал молиться, хотя и возвестил пророку: прежде того один, а потом вместе с ним, он усердствовал в молитве. Поэтому не следует пренебрегать молитвой, а не только прибегать к святым. Царь покрылся пеплом, хотя был в славе, только затем, чтобы удержать войну. Ты же, обыкновенный человек, лишенный почестей, не приходишь молиться к Богу, но украшенный в развевающуюся тунику, намазанный благовониями, ты пренебрегаешь быть в мире с Тем, Который прогневался на тебя. Никто, подверженный бездействию, не может примириться с Царем царей и угодить Ему, прогневавшемуся.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

да услышит Господь Бог твой словеса Рапсакова, яже посла царь Ассирийский, укаряти Бога живаго и поносити словесы, яже слыша Господь Бог твой, и да помолишися ко Господеви Богу твоему о оставшихся сих

См. Толкование на Ис. 37:2

Блж. Иероним Стридонский

Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых

См. Толкование на Ис. 37:1

Лопухин А.П.

Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4 Цар. 18:13-20:19.