Толкование на Ис. 42:13

Свт. Иоанн Златоуст

Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих

По причине благоволения Он узрел народ свой, и освободил его из плена, но не по причине заслуг искупленных.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 13-15 Господь Бог сил изыдет, и сокрушит рать, воздвигнет рвение, и возопиет на враги своя со крепостию. Молчах, еда и всегда умолчу и потерплю? Терпех яко раждающая, истреблю и изсушу вкупе, опустошу горы и холмы, и всяку траву их изсушу, и положу реки во островы, и луги изсушу

Пророческое слово и теперь простирается вперед в большом порядке и имеет достойное удивления построение. Священнослужители откровений нашего Спасителя имели проповедовать добродетели Его жителям всех стран и с великим дерзновением возвещать о них. И необходимо было ожидать, что столь святой их ревности и усердию непременно противостанут враги истины и всячески злоумышляющие против славы Спасителя, то есть люди погибельные и суеверные, орудия злобы диавола и сподвижники его упорства, а вместе с ними конечно и самые полчища демонов, как скоро потрясается и их слава и достигнутое насилием владычество. Ибо они владычествовали над поднебесною посредством обмана.

Итак, что они будут непобедимы для врагов и никто не превзойдет их, при покровительстве Божием им, пророк указывает на это в сих словах, говоря, что Господь сил изыдет и сокрушит рать. Изыдет, говорит, как бы о некоем из земных царей, неодолимо нападающем вместе с подвластными ему войсками на отряды неприятелей. А что Господь сил совершенно преодолеет, это он показывает, говоря, что сокрушит рать. Сила Божия ни для кого неудобосретима, напротив никому из существующих невыносима, когда она противостанет и устремится, хотя бы мы имели в виду лукавые силы, даже самого отступника и преступника сатану, или каких-нибудь обитателей земли, у коих есть забота о них. Но будут взяты и это без труда и конечно без борьбы; ибо руку высокую кто отвратит? по написанному ((Ис. 14:27). А что у тех, которые противостали лику святых апостолов, война была и есть доселе не против одних святых ангелов, но и против Самого Господа сил, – в этом удостоверил пророк, говоря, что Сам Он изыдет, дабы сокрушит рать. Воздвигнит, говорит, рвение, то есть прогневление или от Него Самого на врагов, согласно написанному в словах Захарии: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим (Зах. 1:14); или от подвизающихся за славу Его, очевидно, чтущих Его, из коих один, священнейший Павел, говорим, был и избранником, который и говорит: кто ны разлучит от любве Божия (Христовой)? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч (Рим. 8:35)? Опять: мне бо еже жити Христос, и еже умрети, приобретение есть (Фил. 1:21). Такими ревнителями, утверждаем, были и святые мученики, которые оказались сильнее сатаны и воевали с силою его ради благочестия во Христе; ибо соблюли веру и подобающую любовь к Нему.

Итак, воздвигнет рвение, говорит, и возопиет на враги своя со крепостию, употребляя, возопиет вместо: издаст военный глас. Глас же сей всего более приличествует победителям и выражает некоторым образом торжество над побежденными. Потом говорит: молчах, еда и всегда умолчу и потерплю? терпех, яко раждающая. Отсюда легко можно видеть, что в то время, когда множество народов находилось в заблуждении, так как сатана расхищал их и омрачал тьмой греховною и отвлекал их от познания Единого, Кто по естеству и истинно есть Бог всяческих, – тогда сущий над всеми Бог хотел оказать им помощь; но откладывал это и очевидно терпел, ожидая времени удобного для помощи. И таким временем было то, когда Единородное Слово Его воплотилось и вочеловечилось. Тогда-то Он поразил победителей наших, исхитил нас от злобы их, заступил и спас и подчинил нас собственному своему игу. Итак, относительно прошедшего времени, когда живущие на земле были расхищаемы и сатана подобно льву пожирал всех, говорит: молчах, еда и всегда умолчу и потерплю? терпех, яко раждающая. Смотри, какое милосердие проявил к живущим на земле Бог всяческих, хотя, как говорит Псалмопевец, ни кто не творит благостыню, но вси уклонишася даже до единого и совсем неключими быша ((Пс.13:3); и как бы имея муки из-за этого, Он переносил, на сколько Он доступен скорби, и терпя это ради нас, выжидал времени, как я сказал, благоприятного для помощи.

Необходимо исследовать, что означает в сих словах выражение: истреблю (Ἐκστήσω). Оно или говорит, что владычествующих ныне над землею изгоню, – устрою, чтобы они оказались вне, после того как им предоставлена была власть над всеми, согласно сказанному Христом; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31). Или выражение: Ἐκστήσω ты можешь понимать в смысле: удивиться заставлю видящих дела Мои и способы Моего домостроительства и преизобилие неизреченного могущества, как без сомнения и пророк Аввакум изумлялся при подобных же делах, говоря: Господи, услышах слух Твой и убояхся: разумех дела твоя и ужасохся (Авм. 3:1). Или, если угодно, выражение: Ἐκστήσω ты можешь понимать и иным образом, именно: заблуждающихся ныне, находящихся во тьме и мраке диавольском переведу к познанию истины и к божественному, духовному и небесному свету; оскверненных ныне и имеющих мерзостный и нечистый ум переменю к несравненно лучшему настроению, так что они будут удаляться прежних нечистот и предпочитать добродетель.

А выражение: изсушу вкупе опять означает нечто такое, на что указывает смысл следующих рядом слов: положу, говорит, реки во острови и луги изсушу. Что же это за реки, полагаемые в острова и иссушаемые болота? Говорим, что это – поэты и ораторы Эллинские, которые были проповедниками многобожного заблуждения. Ибо они обоготворили тварь и внесли в жизнь бесчисленных богов; и были они как бы некоторые реки напаяющия обольщенных развращением мутным, как написано (Авм. 2:15), и потоками изысканных слов наводняющие ум тех, которые удивляются им, увлекающие чрез это в заблуждение и как бы некоторую пищу предлагающие им сладость и приятность своего красноречия. Посему они справедливо могут быть уподоблены рекам и болотам или лесам и рощам, получившим возможно обильную и благоцветную траву. Таковые-то реки Бог обещает превратить в острова, то есть явить их сухими и безводными, болота же как бы сделать высохшими, что и действительно случилось. Ибо изящество их красноречия оказывается наконец бездейственным, и совершенно никто не имеет привязанности к ним; напротив те, которые некогда заблуждались, как бы поправ ногами гнилые и скверные, бабам приличествующие басни обольстителей, восхищают мудрость во Христе. Так Павел пишет: где премудр? где книжник? где совопросник века сего? не обуи ли Бог премудрость мира сего? (1 Кор. 1:20). Итак реки, говорим мы, превращенные в острова, суть речи Эллинских мудрецов, вовлекающие в Эллинское заблуждение.

Или же, как мы допустили в предшествующих словах, есть иные острова – церкви Христовы, которые принимают к себе плавающих по морю, очевидно мысленно и духовно, прибегающих как бы к некоторым безопасным пристаням – к наставникам, в них находящимся, – убегающих духа лукавого, всегда обуревающего тех, которые отправляются в море на кораблях и подъемлют труды среди вод многих. Морю же, как я сказал, надо уподобить волнение нашей жизни и смятение земных дел, иссохнут и болота, то есть, пастбища существ, находившихся некогда под властью сатанинскою, дабы они наконец были под властью самого Пастыреначальника всех, говорю, Христа, Который не приводит, по образу оных лжепастырей, свои стада на терния и волчцы, но пасет, их среди лилий, ибо благовония духовного преисполнены божественные и священные и собственные Его откровения.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих

См. Толкование на Ис. 42:10

Лопухин А.П.

Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих

Дается живая образная картина Божественного гнева и Его решительной расправы над врагами. Общая задача речи - дать утешение и ободрение Израилю ввиду приближающихся бедствий - могла, по-видимому, быть заслонена изображением кроткого, смиренного Отрока Господня. И вот, чтобы показать, что «кротость» в отношении к своим не уничтожает «воинственности» по отношению к чужим, Господь снова выступает в роли «мужа браней», грозного для врагов и надежного для друзей.

Господь выйдет, как исполин, как муж браней … поднимет воинский крик… Вся эта картина единоборства Бога с его врагами как бы взята прямо с натуры и дает почти фотографическое изображение тогдашних воинских обычаев и нравов. (Срав. описание единоборства бога Мардука с богиней Тиамат в Халдейском генезисе). Подобные же грозно-воинственные картины, в которых Господь выступает на расправу со своими врагами, встречаются у пророка Исаии и еще не раз (Ис. 28:21; 30:30; 52:10; 59:16; 63:1 и т. д.). Такое выступление Всевышнего должно было ободрять Израиля и устрашать его врагов (прежде всего, Вавилон). В приложении же к новозаветному Израилю, здесь имеются в виду различные моменты духовно-нравственной борьбы Христа с Велиаром (Ин. 16:33; Деян. 10:38; Откр. 20:10).

Толковая Библия.