Толкование на Ис. 42:17

Свт. Иоанн Златоуст

Тии же возвратишася вспять: посрамитеся стыдением, уповающии на изваянная, глаголющии слиянным: вы есте бози наши

«Тогда обратятся вспять». Зачем не сначала? Затем, чтобы вступили иные.

«Великим стыдом покроются надеющиеся на идолов». Всегда, но особенно после пришествия Христа, Который показал их бессилие.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Тии же возвратишася вспять: посрамитеся стыдением, уповающии на изваянная, глаголющии слиянным: вы есте бози наши

Весьма благовременно обращает речь свою к народу Иудейскому, который, имея закон Моисеев, руководствующий к богопознанию и к желанию совершить то, чем естественно было ему прославиться, уклонился к отступлению и, вступив в болота многобожия, ниспал в бездну погибели, а чрез сие без сомнения оскорбил Бога, оказавшего к нему всякую милость и любовь. Посему, предвозвестив, что некогда будут призваны язычники и пойдут путями, которых они не знали, и будет тма во свет и стропотная в правая, слово (пророка) открывает теперь невежествия потомков Израиля, говоря: тии же возвратишася вспять. Слову: тии должно дать особую выразительность, то есть, именно те, которые были руководимы божественным законом, находились под Моим управлением и имели посредником Моисея, которые ясно слышали: Господь Бог твой Господь един есть и: да небудут тебе бози инии разве Мене (Исх. 20:3), сии-то самые, между тем как множество язычников пребывает в благих надеждах, возвратишася вспять, нечестиво обратившись к сквернам египетским и снова прияв порок древнего заблуждения.

На них сбылась истина притчи, пес возвращся на свою блевотину и свиния омывшися в кал тинный (2 Пет. 2:22). Нечто подобное сказал и Господь наш Иисус Христос, указывая на Израиля, снова возвращающегося к древнему нечестию: егда, говорит, нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводныя места, ища покоя, и не нашедши возвращается в то место, откуда вышел, и пришед обрящет празден, пометен. Тогда поймет с собой седмь иных духов лютейших себе и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых (Мф. 12:43-45). Ибо они служили египетским богам, и сей демон изгнан был, когда они были призваны к богопознанию, говорю, чрез закон. Но они снова подверглись обвинению, и еще худшему, когда, познав сущего по естеству Бога, сделались отступниками, воздавая почести тем, которые не суть Боги. Итак посрамитеся стыдением, говорит, уповающии на изваянная и досточестное превыше всего имя божества, то есть славу, усвояющие руками иссеченным и рукотворенным.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: вы наши боги

См. Толкование на Ис. 42:10

Лопухин А.П.

Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: вы наши боги

Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов… Выражение, почти буквально встречающееся у Псалмопевца (Пс. 34:4 и 69:3). В данном случае оно раскрывает нам главный предмет речи и лиц, к которым она обращена. Предмет речи - обличение ложного богопочтения или идолопоклонства, лица - все практикующие этот культ, т. е. главным образом язычники, а отчасти, как видно из последующего контекста, также и евреи (24-25 ст.). Изложив те будущие благодеяния, которые Господь собирается в изобилии излить на членов своего нового царства, Он провидит, что величие этих благодеяний заставит громко говорить их совесть и покроет их головы раскаянием и стыдом за свое прежнее поведение. Мысль о ничтожестве и суетности идолов и посрамлении всех, надеющихся на них, - одна из самых характеристичных для пророка Исаии (Ис. 2:8; 37:18; 19:1; 21:9; 27:9; 30:22; 37:16-20; 41:29; 44:11, 20 и др.).

Толковая Библия.