Толкование на Ис. 49:1

Свт. Иоанн Златоуст

Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое

«Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние». Акила говорит: «племена»; Феодотион: «народы». «Временем многим стояти будет, глаголет Господь» (в русском переводе этих слов нет). Акила и Феодотион говорят: «издалека». Он всегда называет, начиная с островов. Пророк приглашает языки, призывая тех, которые пользуются смыслом, вместо бессмысленных, чтобы они уразумели совершившиеся события и величие Божие.

«Временем многим стояти будет, глаголет Господь». Он призывает море и землю во свидетельство будущего. То, что должно было исполниться во время возвращения образно, пророк показывает, что это исполняется теперь самим делом.

«Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Другие говорят не: «называл», но: «вспомянул». По переводу 70-ти: «от чрева матери Моея наречет имя Мое», – и эти слова должны быть истолкованы сообразно следующему: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). Не после этого только времени назовется Святым Тот, Кто был Святым от начала по своей природе и есть Освятитель всех, но Он объявится Святым после этого времени. А также: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог», т.е. Искупитель (Мф.1:23). Он был Искупителем с начала и от века, но назовется Искупителем потому, что объявится имеющим совершить искупление. Подобно тому, как и прежде было сказано, что ни ангел, и никакой дух, но Сам Господь сошел с небес и освободил их (ср. Ис.63:9). Так нужно объяснить выражение: Святый. Хорошо сказано: «от чрева, от утробы матери Моей»; именно, Он объявился Святым, Искупителем с того времени.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст 1–3 Послушайте Мене, острови, и внемлите, языцы. Временем многим стояти будет, глаголет Господь: от чрева матере Моея нарече имя Мое, и положи уста Моя яко мечь остр, и под кровом руки Своея скры Мя: положи Мя яко стрелу избранну, и в туле своем скры Мя, и рече Ми: раб Мой еси Ты, Израилю, и в Тебе прославлюся

Столь многими увещаниями и наставлениями сообщив благополезное Израилю, обращает тайноводство к сонму язычников и снова проясняет им таинство Христа, чрез Коего они, оставив скотоподобное и нечистое житие, имели быть возведены к достолюбезному для Него жительству и восприять в свой ум свет истинный, так чтобы ясно познать, кто есть по естеству и истинно Бог и существо владычествующее над всем. Возглашает к островам, которые, думаем, суть Церкви Христовы, как бы лежащие среди моря, то есть смятения настоящей жизни, и окруженные невыносимыми ударами волн, то есть гонениями и опасностями, которые наносят им враги истины и противники призванию Божию. О таковых островах многократно говорится в Священном Писании, как и блаженный Давид воспевает в одном месте: Господь воцарися, да радуется земля да веселится острови мнози (Пс. 96:1); так как когда Христос воцарился над поднебесною, всю прияв под свою мышцу и исторгнув от властительства демонов, тогда и возвеселились, то есть радостью исполнились Церкви по всей земле. Что пророк, наименовав здесь острова, указует на Церкви из язычников. Это явствует из дальнейшего, ибо к словам: послушайте мене острови, тотчас присовокупил: внемлите языцы. Далее говорит, что временем многим стояти будет, глаголет Господь. Возвещает, как я сказал, явление Спасителя всех нас Иисуса Христа и то, что, будучи Богом, Слово обращается с живущими на земле в образе подобном нам. Впрочем, что тогда было время пророчества, но не самого явления дел, это раскрывает, говоря: временем многим стояти будет, очевидно возвещенное и пророчествуемое. А в чем оно состоит, говорящим о сем введено само лице Спасителя: от чрева матере моея нарече имя мое. С этими словами прямо соединил тайну глубокую и великую, требующую тайноводительства свыше; ибо так открыто было божественному Петру (Мф. 16:17). Слово было и есть Бог, равнославно и единопрестольно Богу и Отцу, сосуществующе Ему и совечно. Имена же прежде воплощения были некоторым образом соответственны естеству Его: Бог, премудрость, свет, жизнь, сила и кроме сих другие, которые обретаются в священных письменах. Но когда Оно низвело Себя до уничижения, в подобии человечестем быв и образом обретеся якоже человек (Флп. 2:7), тогда имя приемлет общее, то есть Христос и Иисус или «c нами Бог», так как с нами означает: в том, что касается нас. Так написано: се дева во чреве приимет. и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Также и блаженный Гавриил, открывая тайну Пресвятой и Богородице Деве, говорит: не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога: и се зачнеши во чреве, и родиши сына, и наречеши имя ему Иисус (Лк. 1:80- 81)…. той бо спасет люди своя от грех их (Мф. 1:21). Итак, неужели изрекли глаголы, несходные между собой блаженный Ангел и пророк? Отнюдь нет, божественный Пророк, изрекая тайны духом, предвозвестил Бога, ставшего с нами, наименовав Его так по естеству и домостроительству с плотью. А блаженный Ангел дал Ему имя по действенности, ибо Он спас свой народ, посему и назван спасителем, Так и воинства ангелов, когда Он претерпел для нас рождение по плоти, благовествовали рождество пастырям, говоря: не бойтеся, се бо благовествуем вам днесь радость велию, яже будет всем людем, яко родися (вам) днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове (Лк. 2:10-11). Итак Еммануил (именуется), потому что сый Бог по естеству стал с нами, то есть человеком; Иисус же, потому что должен был спасти поднебесную, Сам будучи Бог и став человеком. Когда таким образом произошел от чрева матере своея, ибо рожден от нее по плоти, тогда и наречено было имя Его. Посему-то имя Христа и не было соответственно Богу Слову прежде рождения, разумею по плоти, ибо еще не помазанный, как мог бы называться Христом? А когда произошел от чрева матере как человек, тогда приемлет название, сходственное рождению по плоти. Положены, сказано далее, уста Его яко мечь остр. Истинно и сие; ибо негде написано о Нем, лучше же сам пророк Исаия говорит: и будет препоясан правдою о чреслех своих, и истиною обвит по ребрам своим, и духом устен убит нечестивого (Ис. 11:4–5). И подлинно, божественная и небесная проповедь, то есть евангельская, изреченная устами Христа, соделалась проницающим и острейшим мечем (Евр. 4:12) против властительства диавола, уничтожающим миродержителей тьмы сей и духов злобы (Еф. 6:12): Он рассеял мрак прельщения и ниспослали» в сердца всех свет истинного богопознания; преобразовал поднебесную к благочестивому жительству и всех соделал любителями чистых нравов; отъял грех мира, оправдывая верою нечестивого и приходящих к Нему исполняя Духом Святым, являя их сынами Божиими, влагая в их дух сильный и победный, и даровая им меч духовный,иже есть глагол Божий (Еф. 6:14), дабы они, противоборствуя некогда владычествовавшим, устремлялись к почести вышнего звания, без всякого препятствия. А что наставление и тайноводство чрез Христа истребило в живущих на земле властительство диавола, о сем oбъявляет пророк Исаия в словах: в той день наведет Господь меч святый великий на драконта змиа лукаваго, и убиет драконта (Ис. 27:1). Но присовокупил, что и под кровом руки своея скры мя. Говорит человекообразно; впрочем для благоразумных нет ничего трудного и из этих слов видеть, что Сын существует нераздельно от Бога Отца и что Сын, соделался человеком. Он находится, сказано, под кровом десницы Его, дабы тем указать на то, что божеское естество Его неотъемлемо и непреоборимо сохраняется при Нем, хотя Он и явился в нашем естестве; ибо всесильную десницу никто не превозможет. Но слово отделено, как я сказал, естеством человечества. Всесильное, сущее от Бога Отца, слово и Само есть Господь сил; но поелику стало человеком, то Отец, не унижая значения таинства, предоставляет Его домостроительству и говорит о Нем чрез лиру псалмопевца: ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его. И ссеку от лица его враги его, и ненавидящия его побежду: и истина моя и милость моя с ним (Пс. 88:23-24). Усматривай же отсюда, усматривай, что и гласом пророка говорит человекообразно, ради нас и приспособительно к нам: под кровом руки своея скры мя. Положи мя, продолжает яко стрелу избранну, и в туле своем скры мя. Многочисленные были стрелы Бога, известное время как бы в туле (колчане) скрываемые в предведении Его и посланные в подобающее для каждой время. Но избранну и превыше всех стрелу положи Христа, скрываемую, как я сказал, в предведении Отца как бы в туле, ибо предъуведен был прежде сложения мира, (1 Пет. 1:20), а потом принесшуюся в средину (земли), когда надлежало посетить всю землю, впадшую в бедствия и пагубу чрез служение твари паче Творца (Рим. 2:25), чрез подчинение нечистым духам и опутание сетями греха. Сия-то избранная стрела поражает, как я сказал, самого сатану и лукавши с ним силы; поражает она также врагов истины и нечестивых противников Его священной проповеди. Но ранит она и иначе, именно на пользу и спасение, как в песни песней говорит пораженная невеста: яко уязвлена есмь любовию аз (Песн. 2:5). Рече же, говорит, ми, очевидно Отец: раб мой еси ты,Израилю, и в тебе прославлюся. О глубина богатства и премудрости и разума Божия! по написанному (Рим. 11:33). Свободен был и есть Сын, как неизреченно рожденный из царствующей над всем Сущности; и однако услышал Отца говорящего: раб мой еси ты. Итак, свободное по естеству, Слово становится рабом чрез домостроительство телесное или мыслимое по плоти, дабы опять ты разумел рождение Его от жены во времени по плоти. А Израилем назвал Его потому, что по плоти Он произошел от крови Израиля. Но и в тебе, говорит, прославлюся. Прославлен был Бог всяческих и чрез святых пророков, но не в них, а во Христе – чудно и необычайно, ибо прославился в Нем (а не чрез Него только). Когда прославляется Христос, Отец в Нем прославляется. Так мы видим Его (Отца) сияющего в Нем (Сыне) чрез боголенные достоинства, и силу, и действенность решительно во всем, и чрез освящение, и правду, и кротость всецелую, ибо таким именно образом Божество делается духовно видимым (для людей). Так и Сам Христос оказал: видевый мене, виде Отца Моего (Ин. 14:9). Сказал и премудрый Павел, что в лице Христа прославляется Родивший Его (Рим. 15:9 ср. Евр. 5:5; 1 Пет. 4:11). Итак, в тебе, говорит, прославлюся, ибо поклонится Сыном и явившимся во плоти всяко колено, как написано, небесных и земных и преисподних,и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 1:10-11).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-4 Слушайте, острова, и внимайте, народы дальние. Господь призвал Меня от чрева от утробы матери Моей позаботился, (recordatus est) об имени Моем. И соделал уста Мои, как меч острый; тению руки Своей покрыл Меня. И соделал Меня стрелою избранною; в колчане Своем сокрыл Меня. И сказал Мне: ты раб Мой, Израиль, ибо в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился; попусту и ни на что истощал силу Мою: но суд Мой с Господом и дело Мое с Богом Моим

Я знаю, что это и то, что ниже мы скажем, относится к познанию или к разумению одного отдела и все должно быть понимаемым в отношении к лицу Христа. Но я не хотел, излагая все вместе, обременять мысль читателя, и большим количеством своего запутывать то, что легче можно сказать по частям. Поэтому я изложил оба издания, чтобы кажущееся темным в одном издании уяснялось чтением другого. Итак после призвания остатков Израиля и отвержения народа, остающагося в неверии, о котором Он сказал: нечестивым нет мира, говорит Господь (Ис. 48:22), переходит к церквам, составившимся из язычников, и говорит к ним под именем островов. Они подвергаются козням преследователей, как бы волнам морским, и от свирепствующей со всех сторон бури скорее испытывают удары, нежели колеблются. Но чтобы кто нибудь не признал насильственным наше толкование, и слова эти относящимися не к язычникам, а к синагогам народа иудейского, то следует: и внимайте народы или племена дальние, то есть с отдаленных концов земли, или как LXX перевели: после многого времени состоится, то есть произойдет не в это время, в которое говорится, а после многих времен.

Господь, говорит, призвал Меня от чрева, и от утробы, матери Моей позаботился об имени Моем. Это теперь кажется для слушающих пока темным, но впоследствии будет известно всем народам, когда Гавриил скажет Иосифу о родившемся от Девы: и наречеши имя Ему Иисус, Той бо спасет люди Своя (Мф. 1:21).

Он соделал также уста Его как меч острый, чтобы духом уст Своих истребить нечестивого. Об этом мече и сам Он говорит в Евангелии: не прийдох воврещи мир на землю, но меч, отделяя злых от добрых. Прийдох бо разлучити, человека на отца своего и дщерь на матерь свою и невесту на свекровь свою (Мф. 10:34-35).

И тению руки Своей, говорит, покрыл Меня, чтобы ничтожество плоти покрывалось силою божества, как ангел возвещал Деве: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя (Лк. 1:35).

Соделал, говорит, Меня как стрелу избранную, в колчане Своем сокрыл Меня. Когда говорит: стрелу избранную, то показывает, что Бог имеет весьма много стрел, но не избранных, каковыми стрелами служат пророки и апостолы, которые расходятся по всему миру. О них и в другом месте поется: стрелы, Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут (Пс. 44:6). И еще: стрелы Сильнаго изощрены, со угльми пустынными (Пс. 119:4). Но Христос из многих стрел и весьма многих сыновей есть единая избранная стрела и единородный Сын: ее сокрыл в колчане Своем, то есть в теле человеческом, чтобы в Нем телесно обитала полнота божества. Но редко Он принимается с верою, как и выше говорится: Ты Бог сокровенный, а мы не знали (Ис. 45:15). Получив от этой стрелы рану, и невеста говорит в Песни Песней: «Я ранена любовью» (Песн. 4).

И сказал Мне: ты раб Мой Израиль, ибо в Тебе Я прославлюсь. Раб: ибо, будучи образом Божиим, Он благоволил принять образ раба (Флп. 2), и Израиль: ибо Он родился от семени иудейского. А чтобы это нельзя было относить ни к какому другому рабу, то присоединяется: ибо в Тебе Я прославлюсь. Ибо и Сам Он говорит в Евангелии: Отче, прослави имя Твое (Ин. 12:28). Он в псалме говорит к Сыну: Востани слава Моя, востани Псалтирю и гусли (Пс. 56:9), то есть совокупность всех добродетелей. Но когда Отец сказал Мне то, что Я сообщил, то Я ответил Ему: как Ты прославился во Мне, Отче? Ведь Я напрасно трудился и большую часть народа иудейского не мог призвать к Тебе. Говорится же все это для того, чтобы показать, что воля человека свободна. Ибо Богу свойственно призывать, а нам веровать, и если мы не веруем тотчас, то Бог не бессилен, но Он предоставляет свое могущество нашей воле, чтобы получалась награда за расположение к справедливому. Ибо так как они не захотели уверовать в Тебя чрез Меня, то суд Мой у Тебя, потому что Я сделал все то, что должен был сделать им, как Я говорил в Евангелии: Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю (Ин. 17:4), и еще: явих имя Твое человеком (Ин. 17:6).

И дело Мое или труд и скорбь Моя (ибо это означает πόνος) пред Тобою, ибо Он в Евангелии плакал Об Иерусалиме (Лк. 19) и в Псалме по причине множества неверующих говорит, что Он как бы напрасно страдал: кая польза в крови Моей, внегда сходити Ми во истление (Пс. 29:10). И вися на кресте Он говорит по еврейскому тексту: далече от спасения Моего словеса плачей Моих (Пс. 21:1).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.

Лопухин А.П.

Это - одна из важнейших мессианских глав пророка Исаии, непосредственно примыкающая к 42 главе и имеющая теснейшую связь с 50 и 52 главой. Ею начинается второй отдел второй части кн. пророка Исаии (с 49-57 гл.). Начиная с этой главы речь пророка, со стороны ее предметного содержания, заметно меняется: пророк перестает говорит о вавилонском плене и роли Кира, как о событиях временных и преходящих, и устремляет свой взор, главным образом, к тому вечному мировому акту, который имел открыть собой новую эру в истории всего человечества (искупление через Мессию). Правда, касался этого предмета пророк Исаия не раз и раньше (в особен. 42 гл.), но как-то мимоходом и прикровенно, больше образно, чем прямо. Теперь же внешняя история избранного народа Божия отходит на задний план, а на передний выступает внутренняя история домостроительства Божия о спасении Израиля и всего грешного мира добровольной крестной жертвой Искупителя. Отсюда начинается самый важный отдел кн. пророка Исаии, за который он, главным образом, и получил вполне заслуженный им почетный титул «ветхозаветного евангелиста».

Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое

Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние… Призыв к особенной внимательности, ввиду чрезвычайной важности последующей речи (Ис. 48:16); а также, вероятно, и указание на ее всеобъемлющий, универсальный характер, поскольку это касается не только тесного круга избранного народа, но также и всех «дальних народов» (ср. 43:4; 44:15-16; 41:1; 52:4).

Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое... Слова эти всего менее могут быть относимы к самому пророку Исаии, который, как известно, призван был к своему пророческому служению в зрелом возрасте (Ис. 6:1-6). Лишь с большими натяжками они могут быть толкуемы относительно коллективной личности (напр., всего Израиля, гл. 44:2, 24). Но всего естественней и лучше прилагать их к единичной личности (42:4; Иер. 1:5) и именно к Личности Возлюбленного Отрока Господня, о нарочитом призвании Которого «издревле», и о самом наречении имени Которому у пророка Исаии уже не раз шла речь и выше (Ис. 7:13-15; 42:6; 48:15; Ср. 109:2). Об исполнении же этих пророчеств говорят нам евангелисты (Мф. 1:21 и Лк. 1:31). Некоторые комментаторы останавливают внимание на том, что здесь, при рождении - упоминается лишь одна мать, чем будто бы дается прикровенный намек на бессеменное его зачатие.

Толковая Библия.