Толкование на Ис. 49:7

Свт. Иоанн Златоуст

Тако глаголет Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающаго душу свою, гнушаемаго от язык рабов княжеских: царие узрят его, и востанут князи и поклонятся ему Господа ради, яко верен есть Святый Израилев, и избрах тя

Акила не говорит: «освятите», и последующих слов, но, вместе со многими переводчиками, пишет: «так говорит Господь, ближний Израиля, Святый его, тому, презирающему себя самого, и презренному племенами, рабу князей». Симмах говорит: «так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый его, презренному от себя, поруганному от язык, рабу князей»; Феодотион говорит то же, что Акила, изменяя только одно слово, именно, Акила говорит: «презренному», а тот говорит: «отверженному, который порицает себя». Обрати внимание на перемену: пророк приводит на память прежнее уничижение и истощание, так чтобы пользующиеся божественными благодеяниями не забывали их, потому что дары благодеяния делают нас настолько беспамятными, что мы не вспоминаем ни о притеснителе, ни об освободителе нашем. Вместе с тем он открывает и могущество Бога, Который презренного, поруганного, не имеющего почести и величия, сделал таким, что он сказал: «цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа». Видишь ли чудо Нового Завета, изображенное в Ветхом? Ведь, как халдеи Израиля, так и диаволы держали в своей власти всю человеческую природу, вводя людей в заблуждение. Смотри также, почему «поклонятся»? – «ради Господа», говорит. Акила и Симмах говорят: «за Господа», – чтобы они не приписывали праведности себе самим, но Господу, Который показывает достоверным и истинным, что некогда обещал; почему и говорит: «Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя».

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Тако глаголет Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающаго душу свою, гнушаемаго от язык рабов княжеских: царие узрят его, и востанут князи и поклонятся ему Господа ради, яко верен есть Святый Израилев, и избрах тя

И отсюда можешь узнать, сколь великого милосердия Бог и Отец удостоил призванных чрез Христа, ибо тайноводствует их и открывает глубокую и великую тайну вочеловечения, не дозволяя кому-либо спотыкаться о камень претыкания и разбиваться по безрассудству о скалу соблазна (Ис. 8:14; Ис.28:16 ср. Рим. 9:32-33; 1 Пет. 2:7—8), как сокрушился неразумный Израиль. Итак, что же говорит? Я, избавивый тя Бог, так говорю к тебе: освятите уничижающего душу свою, то есть священным и святым почтите и постарайтесь привлечь к себе Того, Кто душу свою уничижил, то есть мало оценил. Да; став человеком Бог и Единородное слово Бога положил за нас душу свою и восхотел претерпеть ради нас смерть по плоти, ничего не прияв в Свое естество (божеское); ибо Сам как Бог, будучи выше страданий, однако же таким образом, говорю, уничижил ее, и это за грешников. Сему и всемудрый Павел изумился, ибо сказал, что составляет свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам…. по времени за нечестивых умре (Рим.5:8 ср. Рим. 5:6). И Сам Христос говорит негде: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10:11). Так Он положил ее за нас, ибо язвою его мы исцелехом и Он мучен бысть за беззакония наша и ради грехов наших предан был (Ис. 53:5). Итак, да святится, говорит, то есть да почитается святым или да исповедуется, а это подобает и Богу и только Ему одному в безусловном и собственном смысле потому что хотя и существуют многие святые силы умные, а равно и люди на земле, но называются святыми вследствие причастия Тому, Кто свят по естеству и только Един истинно есть таков. Как свет истинный есть Он Сам, однако дал это достоинство и другим, ибо говорит: вы есте свет миру (Мф. 5:14); так и святым будучи Он один вместе с Богом и Отцом и Святым Духом, как бы от собственной полноты дарует и причастникам Его освящение. Так и в молитвах мы говорим: Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое (Мф. 6:9). Отнюдь не то конечно хотим сказать, что взываем о прибавлении освящения к имени Отца, ибо это совсем несмысленно; но, правильнее, молимся, чтобы у всех было то, что истинно существует, то есть святое и страшное. Также точно и здесь должно понимать выражение: освятите, хотя и уничижил, сказано, душу свою, то есть хотя и говорится, что потерпел нечто человеческое и свою плоть заставил вкусить смерть (а положил Он душу свою за многих). Но слово (пророческое) простирается далее и упоминает и о другом, что могло бы иногда послужить препятствием в деле веры в Него для тех, кои не видят глубины домостроительства, — здравомыслящим же конечно не может причинить никакого вреда, — а именно: преданного Пилату Иисуса некоторые из воинов подвергали гнусным оскорблениям, то нечестиво нанося Ему удары, то даже бесчестия оплеваниями и издеваясь венцем из терний, ругаясь и говоря: радуйся царю иудейский (Мф. 27:20). Посему говорит: гнушаемого от язык, рабов, князей, а зависит и это (речение) без сомнения от освятите. Но что претерпел по домостроительству поругания от язычников, после же сего воссияет и будет прославлен от всех, пребывающих и в высших достоинствах и в низших почестях, об этом предвозвещает говоря: царие узрят его и возстанут, очевидно с царственных престолов, князи и поклонятся ему. Узрят не телесными очами, но как бы взором ума и сердца, ибо так мы зрим славу Христа. Поклонятся же Ему Господа ради, то есть ради Меня, ибо Он прославляется как Сын Бога и Отца и яко верен есть Святый Израилев. Верен здесь означает всегда пребывающего, потому что непоколебимо царство Бога и Отца, а равно и Сына; между тем как лжеименные боги не суть верны, ибо произошли (недавно), и гибнут, и не пребывают. Спаситель же всех и Господь истинно верен, то есть твердо стоит в своих достоинствах, и незыблемо пребывает, и Сам избрал призванных чрез Христа, ихже бо предуведе, сказано, (тех) и предустави сообразных (быти) образу Сына своего…. тех и призва, и освятил при сем, и прослави (Рим. 9:29—30). Итак надлежало, подлинно надлежало избранным, освятить Уничижающего душу Свою и смотря на дела Его человечества не лишать Его подобающей славы и не удаляться от точного познания относительно Его, но напротив, уразумевая премудрость домостроительства покланяться Ему и иметь убеждение, и притом твердое, в том, что Он есть естеством и истинно Сын верного Господа, хотя домостроительно и явился в образе подобном нам и облекся в меру уничижения.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемой душе, поносимому народу, рабу властелинов: цари увидят и встанут князья, поклонятся ради Господа, ибо Он верен, и Святого Израилева, который избрал Тебя

Вместо сказанного нами: презираемой душе, поносимому народу, рабу властелинов, Феодотион перевел: кто презирает душу, кого гнушается народ, кто есть раб князей, что очевидно приличествует Христу. Ибо Он, добрый пастырь, положил душу Свою за овец Своих (Ин. 10) и презрел ее; Он служил предметом поношения для народа иудейского и ежедневно трижды поносят Его они под именем назарян в синагогах своих. Он был рабом князей и столь смиренным, что стоял пред Анною и Каиафою и был послан к Пилату и Ироду для распятия. С этим переводом согласен Акила и отчасти Семьдесят, хотя они изменили и ослабили текст в том отношении, что вместо народа перевели народы и вместо раба — рабы.

Другие же полагают, что это говорится народу иудейскому, который презрел душу свою и служит предметом поношения для всего мира и находится в подчинении князьям, о которых написано: снедающии люди Моя в снедь хлеба (Пс. 13:4). Но лучше объяснять это в отношении к Христу. Итак, что говорит Сыну Отец, бывший некогда искупителем и Святым Израилевым? Увидят цари и встанут князья и поклонятся, когда прийдет во славе Отца с ангелами Своими и сядет на престоле славы Своей, судя живых и мертвых: тогда все поклонятся Ему ради Господа, Отца Его, который избрал Его. Или же так нужно понимать: цари, сердце которых в руке Божией, и князья церкви Божией поклонятся тебе; ибо верен Господь, Святый Израилев, который избрал тебя. Все же это относить к тому, кто презрел душу Свою, кто поносится народом, кто служит рабом князей.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.

Лопухин А.П.

Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя

[В Славянском переводе 70-и вместо «Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов» - «Так говорит Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающего душу свою, гнушаемого от язык рабов княжеских». Получается совершенно другой, гораздо более подобающий избраннику Божию смысл. Не раб властелинов - но всего лишь временно поносимый языками рабов князей! - Прим. ред.]

Так говорит Господь… презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов… Это, собственно говоря, начало уже новой речи Господа, хотя и тесно связанной с прежней. В ней идет раскрытие чудесно-благодетельных плодов мессианского служения, которое, конечно, является вместе с тем и лучшим доказательством его высокого значения и смысла.

«Седьмой стих является довольно важным моментом в процессе постепенного сообщения ветхозаветного откровения о страждущем Праведнике. С одной стороны он воспроизводит известный 21 Пс. (отчасти 68), в котором Страдалец-Христос говорит о Себе: «Я - червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (7 с. Ср. Пс. 68:15), а с другой - служит вступлением к пророчеству 42-Ис. 43 глав, где с такой подробностью изображаются страдания праведника» (И. Григорьев «Пророчество Исаии о Мессии и Его царстве» - 168 с. Казань 1902).

Но за этим кратким моментом временного уничижения Мессии тотчас же последует момент возвышения, который изображается у пророка в таких чертах; цари увидят - и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен Себе… Который избрал Тебя. Из состояния добровольного уничижения Спаситель мира будет вознесен на высоту подобающей ему славы. «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему» (Пс. 71:10-11).

Фактическое исполнение этого пророчества дает вся история христианских народов, где цари и властители нередко шли впереди всех ко Христу и вели к Нему свои народы. Не без основания также древнехристианская традиция считает и известных восточных мудрецов, пришедших в пещеру на поклонение Христу-Младенцу, местными князьями, или царями (The pulp. Comment. 231 р.). Все это совершится «ради Господа, Который верен, ради святого Израилева», «потому что, Мессия - посланный от Господа - единосущен Отцу; потому что, несмотря на образ раба, Он - Бог Всемогущий; потому что Избирающий и Избранный одна суть: «Я и Отец - одно» (Ин. 10:30 - Властов).

«Вторая половина стиха переносит читателя в будущий момент торжества Мессии, когда Он победит мировой грех и будет окружен блестящим ореолом неземного величия. Цари, которые прежде презирали смиренного Раба, теперь с благоговейным почтением станут вокруг Его престола; князья, которые до сих пор гнушались страждущим Отроком, преклонять пред Ним колена и подчинятся Ему» (И. Григорьев Op. cit.).

Толковая Библия.