Толкование на Ис. 52:7

Свт. Иоанн Златоуст

Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой

Акила говорит: «как прекрасны на горах ноги благовествующего мир, благовествующего благое»; Симмах: «как приятны», а Феодотион: «как прекрасны». По справедливости здесь усматриваются ноги, попирающие змей и скорпионов. Прекрасны эти ноги: они превосходят по красоте лучи солнечные, они приносят нам весьма многие блага. Что может сравниться с миром? Что может быть приятнее примирения с Богом, с самим собою и с своим ближним? Смотри, как велась троякая и различная борьба: мы боролись с Богом, с самими собою, а также с другими. Бог же прекращает эту борьбу, нисходя свыше и говоря: «мир вам!» (Ин. 20:19). Не мы ли сами просили обетования мира? Он Сам пришел, чтобы мы примирились с Ним, убеждал нас и дал такие блага, каких никто не мог знать или измыслить. «Проповедующего спасение»: Я, говорит, покажу всем. «Говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!««. А другие говорят: «воцарился».

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой

См. Толкование на Ис. 52:6

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 7-8 Как прекрасны на горах ноги возвещающаго и проповедующаго мир, и возвещающаго благое: проповедующаго спасение, и говорящаго Сиону: воцарится Бог твой. Голос охранителей твоих: они подняли голос: совокупно восхвалять, ибо оком к оку увидят, когда Господь обратит Сион

Последовательно о том, что выше сказал: Я — Тот, который говорил: вот Я, пророк теперь свидетельствует, что Он будет проповедовать Евангелие на горах, то есть на апостолах, о которых написано: приближитеся горам вечным (Мих. 2:9 по LXX), и которых учение есть просвещение Божие. Поэтому к Нему в Псалмах говорится: просвещаешь Ты дивно от гор вечных (Пс. 75:5). Он возвещал и проповедовал мир дальним, то есть язычникам, и близким, то есть иудеям, примиряя мир с Богом (Еф. 2:16-17). О Нем, под именем Соломона, в псалме поется: возсияет во днех Его правда и множество мира, дондеже отъимется луна (Пс. 71:7). И у этого самого Пророка о Младенце, родившемся нам, и о Сыне, данном нам, которого начальство на раме Его, и который наречется великого совета Ангелом, между прочим говорится: и мира Его несть предела (Ис. 9:7). Ибо Он, умиротворивший кровию креста Своего все на небе и на земле, есть мир наш (Еф. 2:14). Он сказал апостолам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14:27). И возвестил Он нам блага, не те, которые философами называются безразличными, но те, которые поистине суть блага, даруемые Отцем просящим у Него (Мф. 7:11), то есть все дары Духа Святого. Наконец другой Евангелист в том же месте пишет: кольми паче Отец, иже с небесе, даст Духа Святаго просящым у Него (Лк. 11:13)? Он возвестил всем те блага, которые Господь обещает верующим: послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша (Ис. 55:2), и не только блага, но и спасение, которое дал Он, говорящий Сиону, то есть Церкви: воцарится Бог твой. Поэтому и апостол говорит святым: да не царствует грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его (Рим. 6:12), а о грешниках пиша, говорит: царствова смерть от Адама даже до Моисея (Рим. 5:14).

Следующее же затем: голос охранителей твоих, или стражей твоих, означает апостолов, о которых и в другом месте Бог говорит Церкви: на стенах твоих приставих стражи, иже до конца не премолкнут, поминающе Господа (Ис. 62:6), — стражей, которые возвысят голос, проповедуя о высоком. Поэтому говорится им: на гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму (Ис. 40:9). Они одинаковым голосом восхвалят и очами к очам увидят Бога, что [очами к очам] другими словами апостол называет: лицем к лицу (1 Кор. 13:12); как и Святый поет: очи мой выну ко Господу (Пс. 24:15), и: к Тебе возведох очи мои, живущему на небеси (Пс. 122:1), и Господь соответственно воздаст ему: ибо очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их (Пс. 33:16).

То, что Семьдесят перевели: как ώρα на горах: так ноги благовествующаго слышание мира и проч., Павел, следуя смыслу еврейского подлинника, приводит в послании к Римлянам: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Рим. 10:15), давая разуметь апостолов, которым Господь умыл ноги (Ин. 13), чтобы они были чисты и прекрасны для проповедования, и разошлись по всей вселенной, и кратким учением о Христе наполнили мир. ώρα же, то есть час, согласно с Семьюдесятью и двусмысленностию греческой речи, означает или время, или красоту. Если время, то оному будет соответствовать: во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти (Ис. 49:8). Поэтому апостол присовокупляет: се ныне время благоприятно: се ныне день спасения (2 Кор. 6:2). Ибо в благоприятное время, когда все уклонились, сделались равно непотребными, когда не было делавшего добро, не было даже ни одного (Пс. 13:3), Он за всех пролил кровь, чтобы за всех вкусить смерть, потому что все согрешили, и лишены были славы Божией (Рим. 3:23). Если же мы будем разуметь под оным (ωρα) красоту, то [этому будет соответствовать то], что в псалме читается: красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3). Ибо что прекраснее того, чтобы доброта раба сделалась добротою Бога, и сидела и царствовала с Христом на небесах? Словом ώρα, вследствие полноты греческого языка, может называться попечение и забота, сообразно тому, что Святый говорит: умножиши мя в души моей силою Твоею (Пс. 137:3). Вместо умножиши мя в греческом тексте говорится: πολυωρηοεις με, что значит: почтешь мя достойным многаго попечения и заботливости. И в другом месте: По высоте Твоей έπολίκόρησας сыны человеческия (Пс. 11:9), что другими словами по гречески говорится: πολλής ώρας, τουτ έστί, φροντίδας ηξίωσας [Ты удостоил многаго попечения, το есть заботливости]. Но это лишнее; и лучше должно разуметь прекрасные ноги Христа и апостолов, что, кроме Семидесяти, все подобным образом перевели, так как Павел одобряет их перевод.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 7-8 Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» Голос сторожей твоих - они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион

Рисуют радостную картину будущего восстановления Иерусалима. Во главе целого сонма глашатаев спасения и мирного процветания Иерусалима идет великий Благовестник, авторитетно провозглашающий Сиону откровение его нового царства. Ему сопутствует множество других проповедников, которые разносят эту благую весть по всем концам земли и которые являются вместе с тем и лучшими свидетелями - очевидцами того, что они проповедуют.

Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение… Слова эти, буквально повторенные еще раз у одного из послепленных пророков (Наум. 1:15), несомненно, должно относить к Мессии, как это видно из раннейших мест того же пророка Исаии (Ис. 41:27; 40:9 и др.), а также из его известного мессианского текста: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим…» (Ис. 61:1).

Воцарился Бог Твой! Пока Израиль был в плену, а Иерусалим лежал в развалинах, Господь - всегдашний покровитель и защитник еврейского народа, на это время как бы отступил от него. Но вот Он снова является к Своему народу и берет на Себя обязанности царя над ними.

Толковая Библия.