Толкование на Ис. 56:1

Свт. Иоанн Златоуст

Сия глаголет Господь: сохраните суд и сотворите правду, приближися бо спасение Мое приити и милость Моя открытися

Подобно тому, как, намереваясь освободить их от бедствий, Он убеждает их к сохранению доброй жизни и правильного порядка, чтобы они могли освободиться от наказаний, так и теперь, намереваясь вести их ко благу, Он увещевает их не быть небрежными, не отрекаться от благ и в великом изобилии благ не забывать об этом, по написанному: «стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел» (Втор.32:15). Бог, говорит, готов благодетельствовать вам. Итак вы не делайте себя недостойными Его даров. Хотя все происходит от Его милосердия, однако Он не желает, чтобы это милосердие было причиной вашей небрежности. «И близко спасение Мое». Не говорит: совершится, – чтобы показать, что милость Его, которую вы скрываете множеством грехов ваших, как бы всегда наготове.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Сия глаголет Господь: сохраните суд и сотворите правду, приближися бо спасение Мое приити и милость Моя открытися

Не задолго пред сим пространно сказал о призвании язычников чрез веру очевидно во Христа; сделавши же это, опять переходит к вразумлению потомков Израиля: ибо по естеству будучи благим, Он всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (1 Тим. 2:4), поелику же они обыкновенно надмевались по причине благородства отцов и высоко думали о себе и воображали, что этого одного для них будет достаточно, хотя бы у них и не оказалось похвалы доброй жизни; то Он старается убедительно доказать, как совершенно бесполезно для них их надмение этим; а еще более внушает, что получат богоподобную славу те, которые постоянно исполняют повеленное законом и любят достигать блеска делами.

Посему говорит: сохраните суд, то есть, правосудие, или божественные суды, очевидно заповеди. Сотворите правду; ибо недостаточно одного хотения быть привязанным к божественным законам, удаляться же от обязанности исполнять их; напротив надлежит не только являться охранителями священных судов, но и отличаться добрыми делами всякого рода. А чтобы кто-нибудь из нас не подумал, что сими словами Израильтяне возбуждаются к хранению закона, состоящего как бы в сенях и образах яко в законе никто же оправдается от Бога, как написал некоторым превосходнейший Павел (Гал. 3:11), -говорит, что спасение и милость Его скоро откроются. Милостью же и спасением называет Христа; ибо чрез Него мы помилованы, получив отпущение и спасение.

Говорит, что это похоже на то, что сказано о Нем Богом к блаженному Аввакуму: еще мало идый приидет, и не умедлит (Авм. 2:3). Открытися же говорит вместо сделаться известным; потому что блаженные пророки предвозвестили пришествие Спасителя, и Он явился живущим на земле в то время, в которое угодно было Владыке. И этому научит Божественный Давид, говоря: сказа Господь спасение свое: пред языки откры правду свою (Пс. 97:2), ибо язычникам открыт был Христос, Который есть спасение и правда, потому что, как я сказал недавно, в Нем спас и оправдал нас Бог и Отец.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду, ибо близко спасение Мое, чтобы придти, и правда Моя, чтобы открыться

Семьдесят вместо правды перевели милость, прочее же — одинаково. Окончив пророчество о язычниках, которые при пришествии Слова Божия обратятся из терновика и крапивы в кипарис и мирт, Исайя говорит слушателям того времени, чтобы исполняли все то, что справедливо, и чтобы приготовлялись к пришествию Спасителя, потому что Он есть правда и милость Божия. Ибо если мысли святых суть суды и если мы должны иметь чувства, навыком приученные к различению добра и зла (Евр. 5), то почему нам во всякое время не сохранять правду, чтобы мы не смотрели с презрением на лицо бедного на суде, чтобы не страшились силы богатого; но так судили великого, как и малого, зная, что суд, по Моисею, есть дело Господа, который судит судящих (Втор. 1), согласно с тем, что и в псалме читается: Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит (Пс. 81:1).

Тому, что теперь говорится: сохраняйте суд и делайте правду, подобно оное: блажени хранящий суд, и творящий правду во всякое время (Пс. 105:3), чтобы сообразно с правдою совершалось то, что праведно. Впрочем слово правда, как мне кажется, имеет общее значение, потому что кто совершил одну правду, тот называется исполнившим все, которые взаимно следуют одна за другою и связаны между собою, так что кто имел одну, тот имеет все, и кто не имел одной, тот не имеет всех. Нечто подобное гласит и четырнадцатый псалом: ходяй непорочен и делаяй правду (Пс. 14:2). И в другом месте написано: правде научитеся живущий на земли (Ис. 26:9). А что Спаситель, который сделался для нас правдою, и святостию и искуплением (1 Кор. 1), есть милость Божия, об этом свидетельствуют слова святых: посла Бог милость Свою и истину Свою (Пс. 56:4).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.

Лопухин А.П.

Содержанием настоящей главы служит дальнейшее развитие и усиление мысли предыдущей об откровении новозаветной церкви и условиях вступления в нее.

Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей

Сохраняйте суть и делайте правду; Термины «суд и правда» (סקשמ и הרדצ), на языке Библии, имеют техническое значение - выражают собой сущность теократического идеала. Творить «суд и правду» - значит в точности исполнять Богодарованный закон, который, как откровение благой и несовершенной воли Божией, есть сама абсолютная «правда». Поэтому и исполнение такого закона, по нелицеприятному «суду» Господа, дает «оправдание» человеку. Отсюда - «суд» Всевышнего и «правда» Всевышнего рассматриваются, как понятия синонимичные. Но так, как вынести на своих плечах все иго закона было непосильной задачей для ветхозаветного человечества (Рим. 3:19), то и оправдания через этот закон фактически никем не достигалось. Лишь в лице Мессии ветхозаветный закон нашел свое идеальное воплощение (Мф. 3:15 и 5:17). Вот почему «явление Мессии» обыкновенно называется также и «откровением правды Божией».

Толковая Библия.