Толкование на Ис. 56:4

Свт. Иоанн Златоуст

Сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут яже Аз хощу и содержат завет Мой

Справедливо сказано: «избирают угодное Мне», – чтобы они не думали, что только жертвоприношения и телесное обрезание достаточны для спасения, но чтобы они занимались духовными добродетелями, не заботясь особенно об одном телесном очищении. «И крепко держатся завета Моего». Хорошо сказано: «держатся», потому что с великим прилежанием надлежало повиноваться законам, которые относились к душе; прочими же законами, как пустыми, следовало пренебречь.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут яже Аз хощу и содержат завет Мой

См. Толкование на Ис. 56:3

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4-5 Ибо так говорит Господь евнухам, если они будут хранить субботы Мои и избирать угодное Мне и держаться завета Моею; то дам Я им в доме Моем и в стенах Моих место и имя, лучшее, нежели сыновьям и дочерям: дам им вечное имя, которое не истребится

Он указывает на двоих: прозелитов и евнухов. Сперва он говорит об евнухах и дает им правила жизни, и обещает награды в будущем. А затем он переходит к прозелитам, также и им обещая подобное. Итак говорит евнухам, говорившим в отчаянии: «вот я дерево сухое», чтобы они не считали себя подлежащими тому проклятию, которое изречено против бесплодных: «проклят бесплодный, который не производит семени в Израиле».

Если, говорит, будут хранить субботы Мои и избирать из заповедей Моих угодное Мне, а не то, что Я дозволил вследствие немощности слушающих, и со всякою верностию будут держаться Моего союза или завета, то дам им в доме Моем, и в храме Моем, и в весьма крепких стенах града Моего место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям, которое не истребится никаким забвением. Что это за евнухи, об этом мы выше сказали,—что это те, которые заняты тем, что относится к Богу, которым и премудрость, надписывающаяся именем Соломона, говорит: блажена есть неплоды неоскверненая, яже не позна ложа во гресе, имети будет плод в посещении душ: и евнух, иже не содела в руку беззакония, ниже помысли на Господа лукавая: дастся бо ему веры благодать избранна, и жребии в храме Господни угоднейший (Прем. 3:13-14). Эта бесплодная оплодотворена девством; этот евнух делает усилие в отношении к царству небесному и силою восхищает его. Он—хранитель суббот, чтобы никогда не совершать дел, свойственных брачной жизни. Он избирает угодное Господу, чтобы более представлять, нежели заповедано, обращая внимание не на снисхождение Его апостола, а на [его] желание. Он держится завета Господня вечного, чтобы не временно [только] упражняться в молитве и [потом] снова возвращаться к тому же самому, но чтобы знать, что он будет принят в дом Господень, которым служит церковь Его, получит место наилучшее. Ибо у Отца много обителей (Ин. 14). И кто будет евнухом и исполнит все написанное, тот будет иметь в стенах Его место наилучшее, то есть: сделается башнею Господа и будет стоять на ступени священнической и вместо плотских детей иметь многих духовных детей. Таким евнухом, как передает церковная история, был евангелист Иоанн, который возлежал на груди Иисуса (Ин. 13), который, при медленном шествии Петра, поднявшись на крыльях девства, поспешил к Господу (Ин. 20), который, погружаясь в тайны божественного рождения, осмелился сказать то, чего не знали все века: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу (Ин. 1:1-2). Итак пусть будут удалены все извороты иудеев и пусть они перестанут отдавать себя на посмеяние, открывая царства небесные для кастратов, между тем как целомудрие состоит не в слабости тела, а в расположении духа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.

Лопухин А.П.

Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего

См. Толкование на Ис. 56:3