Толкование на Ис. 56:11

Свт. Иоанн Златоуст

И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть

Преданные чревоугодию, бессильные, ябедники, они показывали свое ничтожество и небрежность там, где следовало показывать доброту и мужество, свою строптивость и бесстыдство там, где нужно было показывать кротость и мир. Смотри, они изобиловали добродетелью, но обращали ее в неправду; они не занимались ею даже и в благоприятное время. Я утверждаю, что кротость хороша, но в свое время. Хороша и свобода, но когда она нелицеприятна. Та и другая по своей природе не есть ни благо, ни зло. «Есть», – говорится, – стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать» (Сир.4:25); «Бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, – и он благоразумен» (Сир.19:28); «Многоречивый опротивеет» (Сир.20:8). Видишь ли, что все бывает целесообразно или нецелесообразно по способу действия. Если бы это было таково по природе, то тогда нужно было бы обвинять и природу. Но они (иудеи) были таковыми не по природе, а по небрежности. Так как они вели себя не хорошо сами, то поэтому и молчали; им, конечно, и нужно было молчать. «Бессмысленные». Видишь ли, какое безумие порождается злом и великим заблуждением, – большее, нежели безумие глупцов, которые рождаются одаренными малым разумом. Я говорю это о тех безумцах, которые более чем рождающиеся таковыми, презренны, жалки, несчастны и более достойны слез. Тех освобождает от обвинений их несовершенная природа, а эти, сами себя сделавшие безумными и глупыми, куда убегут, чтобы избегнуть обвинения?

«Все смотрят на свою дорогу», т.е. за своими удобствами, за своими страстями. Откуда происходят страсти? Они происходят не от природы, но от желания. «Желание праведных есть одно добро» (Притч.11:23), и: «Желание исполнившееся – приятно для души» (Притч.13:20). Итак, ясно, что желание зла происходит не от природы, но от развращенной воли. Например: одно желание у людей здоровых и другое у людей слабых. Корни последнего исходят из болезни, а корни первого из здоровья. Точно также и здесь. Посмотрим, чего желает праведник: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс.41:2–3); потом: «Сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего» (Пс.72:26); потом: «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс.83:3). Посмотрим, чего желает злой: «он желает весь день похоти злыя» (Притч.21:26); в них всегда пребывает душа и ум его. О праведном же говорится: «многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф.13:17). Что желание добра сообразно с природой, а желание зла несообразно с природой, ясно из слов Павла: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп.1:23–24). Он считал легкими временные бедствия. Если бы он был против них вследствие их природы, то он не должен был бы называть их легкими. Не делай какого-либо возражения относительно больных; я возьму пример от тебя самого. Я не говорю о Павле, но о вас, которые желаете зверских нравов. Что значит пользоваться добрым здоровьем? Заключается ли оно в (самой) природе, или же есть нечто вне природы? Некоторые думают, что оно заключается в (самой) природе. Будем ли мы презирать природу? Никак. Но постыдные совокупления с мальчиками, пренебрегающие законами природы, считаешь ли ты естественными или нет? Ясно, что они противоестественны, самое бесплодие есть уже знак неправильности совокупления. Потому все законодатели и прочие определяли за это смертную казнь. Итак, теперь, когда многим это кажется естественным, то есть ли это поистине сообразно с природой, или противно природе?

«Все, – сказал пророк, – смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть». Велико несчастье, когда больные следуют своему желанию и не повинуются предписаниям врача. Смотри же на предрассудок: богатый ходит за своим богатством, расточительный проводит время только в прелюбодеянии.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть

См. Толкование на Ис. 56:8

Блж. Иероним Стридонский

И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть

См. Толкование на Ис. 56:10

Лопухин А.П.

И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть

См. Толкование на Ис. 56:10