Ст. 8-9 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. Все звери полевые, все звери лесные! идите есть
Чтобы евреи не печалились из-за общения с языками, думая, что они лучше, Бог напоминает о Своих благодеяниях им, именно: Я вас рассеял и соберу. Это означают слова: «к собранным у него Я буду еще собирать других. Все звери полевые, все звери лесные!» Так как Он говорил с язычниками, то Он совершенно свободно открывает, почему Он позволил им придти в чужую землю и почему тех (иудеев) отверг от Своего лица, по апостольскому выражению: «Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим.11:21). Я, говорит, сказал: «Все звери полевые, все звери лесные! идите есть». Языки Он называет зверями, ради их диких нравов, так как звери отличаются от людей такими нравами. Если человек не изменяет нравов своей жизни, то он ничем не отличается от диких зверей. Мы иногда называем дикими зверями людей неправых и злых, думая, что недостаточно их называть только зверями, и для того, чтобы показать совершенно жестокое умственное настроение их, мы называем их дикими зверями; кроме того, если мы думаем, что недостаточно даже и этого, то мы называем их демонами и демонами злыми и вредными. Того, что человек одарен телом, еще не достаточно для обнаружения меры его человечности; но нужно, чтобы душа его открыла, что он действительно человек. Тело образовано для того, чтобы быть служителем и рабом души. Но когда ум принимает нравы зверей, то что пользы от цитры, когда бывает болен сам цитрист? У Навуходоносора было некогда тело человека, но пища, образ жизни и остальные нравы звериные. И сколько есть подобных ему по нравам! О, если бы они, удалившись, питались вместе со зверями травами, а не терзали тел людей, не пили их крови, и не расхищали имущества и достояния других, так как даже и у зверей нет такого нрава, чтобы один зверь терзал другого.
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 8-11 глаголет Господь, собираяй разсеяныя Израилевы, яко соберу к нему собор. Вси зверие дивии, приидите, ядите, вси зверие дубравнии. Видите, яко вси ослепоша, не разумеша смыслити, вси пси немии не возмогут лаяти, видяще сны на ложи, любяще дремати, и пси безстуднии душею, не ведяще сытости: и суть лукави, не ведяще смысла, вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство свое, от перваго и до последняго
А что не для одних только Израильтян назначен был божественный храм, или дом молитвы Бога всяческих, напротив отверст был для всех живущих на земле, чрез обращение и веру призываемых к познанию Его, это Он показывает, говоря: дом мой дом молитвы наречется всем языком (Мф. 21:13). Кто же есть обещающий это? Но говорит ли это божественный пророк Исаия как бы от своего лица? Никак. Ибо глаголет, говорит, Господь, собираяй разсеянные Израилевы. Итак это-речи и слова Милосердого; ибо будучи по естеству благ, Он всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2:4).
Но что, когда воссиял миру Христос, величие милосердия Божия открылось не одним только язычникам, но и происходящим от крови Израиля, это можно видеть из Его собственных слов: глаголет Господь, собираяй рассеянныя Израилевы. Итак и они были рассеяны и никак не в телесном смысле, или отведены были из иудеи и находились в иных городах или странах, но удалялись от сообразной с законом жизни и уклонялись от любви к Богу; ибо они не сохранили данной заповеди. И мы знаем, что они сами очень часто склонялись к идольскому служению, устами чтили Бога, а душа их далеко была от Него и они всуе чтили Его, уча учениям и заповедям человеческим. Итак да не превозносится над иноплеменниками упорный Израиль. Ибо и сами они точно также были помилованы Богом; по тому что приняты были, но ни имея ума непоколебимого, ни сердца вполне непорочного, напротив несосредоточенные и рассеянные, как я сказал, недавно.
Написанное ты можешь понимать в двояком смысле. Ибо дикими и неукротимыми зверями называют или язычников, как воспитанных под властью такого тирана, разумею диавола, и как бы одичавших и живущих не по человечески; или, может быть, зверями называет тех, которые истребляли Израиля и целым ртом пожирали его за нечестие против Христа. И если он под зверями разумеет язычников, то полагаем, что им от Бога сказано следующее: приидите, ядите. А это означает, что им даровано от Него все изобилие святых дарований и предложена животворящая трапеза: ибо и они вкусили хлеба жизни и сделались причастниками Христа и присоединились к святым, так что радуясь говорят: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Уготовал еси предо мною трапезу (Пс. 22:1,2,5). И чрез одного из святых пророков сказал: ядите, и пийте, и упийтеся, ближнии (Песн. 5:1); ибо бывшие далекими от Бога чрез веру сделались близкими, некогда заблуждавшиеся исполнились святой пищи. Ибо написано: хлеб сердце человека укрепит (Пс. 103:15). Если же мы под зверями будем разуметь тех, которые пожирали Израиля, то приидите, ядите будут словами Того, Кто продавал им нечествовавших, которым следовало пострадать и по всей справедливости: ибо они убили Начальника жизни, не приняли веры и бывшие близко сделались далекими и не народом Божиим, напротив презренными за убиение Бога.
Но чтобы не показалось, что Бог наказывает напрасно и налагает наказание ни за что, тотчас указывает и преступления, виновные в которых предаются на истребление врагам, или на съедение зверям: видите, говорит, яко вси ослепли, не разумеша смыслити. Ибо подлинно были слепы Израильтяне, а больше всех книжники и фарисеи и получившие начальство над синагогою; потому что они не приняли света истинного и не захотели знать Христа, хотя Он ясно провозглашал в одно время: Аз есмь свет миру (Ин. 8:12), в другое время: Аз свет в мир приидох: ходяй по мне, не имать ходити во тме, но имать свет животний (Ин. 12:46;8:12). Итак, возможно, что принявши веру, они обогатились бы светом: но они не сделали этого, как говорит пророк: ждущим им света, бысть им тма, ждуще зари, во мраце ходиша (Ис. 59:9). И сам Спаситель о них и подвластном им народе сказал, что они слепые и вожди слепых (Мф.23:24-20). Итак вси ослепоша, говорит, и не разумеша смыслити. Ибо делом мужей поистине разумных и мудрых было поспешно воспользоваться настоящим временем спасения: к этому и побуждал их божественный Давид, говоря: приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его (на вас) (Пс. 2:12).
Но поелику они не приняли наставления чрез Христа; то возгорелась на них ярость и они погибли от пути праведного, то есть, оказались чуждыми евангельской жизни, благодаря которой только и воссиявают образы угодной Богу праведности. А вследствие того, что они слепы,-они были псами немыми, не могущими лаяти, видящими оны на ложи, любящими дремати. Он говорит о них как бы пользуясь наглядным примером. Ибо собаки, следующие за стадами, постоянно кругом обходят их и не поддаются сну и дреманию. И если увидят какого-либо хищного зверя, – сильно лают и употребляя все усилия стараются отогнать его от стад, и в этом состоит их дело. Им-то и должны подражать предстоятели словесных стад, то есть начальники и учители, так что должны заботиться о подчиненных и удалять от них желающих каким бы то ни было способом причинить им вред, отклоняющих от любви к Богу, располагающих пренебрегать почтением к Нему и соблазняющих делать угодное им. Но начальники иудейской синагоги не хотели быть такими (пастырями): напротив они были псами немыми, любящими дремание и видящими сны на ложи. Ибо хотя они должны были наставлять подвластный им народ полезному и удалять тех, которые обыкновенно учили противному; но они не делали этого, напротив сами ввергали их в бездну погибели. И это подтвердит Бог всяческих, говоря: священницы не рекоша: где есть Господь? и держащии закон не ведеша мя, и пастырие нечествоваша на мя, и пророцы пророчествоваша в Ваала (Иер. 2:8).
Итак как псы они не хотели лаять на расхищающих стада, но подражали бесстыдству псов в том, что не знали сытости. Ибо любя богатство и будучи преданы постыдной корысти и увеселяясь получением подарков, они преступали закон: они хотя и чувствовали стыд, но иногда произносили неправедный приговор над не совершившими ничего несправедливого, и оправдывали нечестивого, ибо не знали сытости, то есть очевидно сытости в постыдных прибытках В этом-то и обвинял их Сам Спаситель, говоря: горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко одесятствуете мятву и копр и кимин, и остависте вящшая закона, суд и милость и веру (Мф. 23:23). О них же говорит и божественный пророк Исаия: како бысть блудница град верный сион полн суда? в немже правда почиваше, ныне же в нем убийцы. Сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии (Ис. 1:21-23). Так же точно и божественный Аввакум, по той же самой причине, как бы с плачем, взывал к Богу: доколе, Господи, Господи, воззову, и не услышиши? возопию к тебе обидим, и не избавиши? Вскую мне показал еси труды и болезни, смотрити страсть и нечестие? Противу мне бысть суд, и судия вземлет. Сего ради разорися закон, и не производится в совершение суд: яко нечестивый преобидит праведнаго, сего ради изыдет суд развращен (Авм. 1:2-4).
Итак они не хотели подражать бдительности псов, приставленных к стадам, а подражали им только в том, что были презрителями всякого стыда и ненасытно преданы были собиранию прибытков. И за это он называет лукавыми, не ведящими смысла. Итак лукавый – неразумен; потому что разум в особенности свойствен тем, которые привыкли делать добро, злоба же не имеет добрых мыслей. Равно неприятно видеть чесотку и рану на теле и злобу в уме; ибо располагая к грубости и делая его жестоким, она делает его неразумным. поелику же злые сделались и неразумными; то ради сего вси, говорит, путем своим последоваша, кийждо на тожде. Ибо оставивши прямое стремление ко всякому добру и обязанность следовать установленному Богом и давши совершенную свободу своим хотениям, они жили в свое удовольствие, и не в одиночку, но все, то есть, вместе и множеством. Мы увидим, что начальники иудейские в собраниях и советах своих задумывали и совершали постыдное и противное божественным законам. И таким образом они впали в преступление богоубийства и каждый из них по своему обратился на путь свой. Ибо они больше любили удовольствия, чем Бога и, совсем пренебрегши законною и превосходною жизнью, предавались удовольствиям настоящей жизни.
Толкование на пророка Исаию.
Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других
См. Толкование на Ис. 56:7
Ст. 8-9 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. Все звери полевые, все звери лесные! идите есть
Снова, для ее большего усиления, повторяется та же самая мысль - о всеобщем призвании всех народов в церковь Христову: в нее войдут и все желающие того израильтяне, как бы ни были они далеко рассеяны, и все языческие народы, как бы не казались они, с ветхозаветной точки зрения, дики и грубы, наподобие полевых и лесных зверей. Все эти мысли и даже самые образы прекрасно знакомы нам и по многим другим местам кн. пророка Исаии. Так о собрании рассеянного Израиля и его провиденциальном назначении в 11 гл., между прочим, говорится: «и будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники… и поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех ветров» (Ис. 11:10 и 12; ср. 27:12; 43:5-6 и др.). Сравнение же языческих народов, пребывавших в религиозном неведении и материальном огрубении, с дикими зверями, дано, напр., в Ис. 43:20: «Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи». Здесь, общеизвестные образы «пустыни жаждущей» и благодатной ее оросившей «воды», не оставляют сомнения и относительно надлежащего понимания обитателей этой пустыни, т. е. языческих народов.
Толковая Библия.