Толкование на Ис. 58:11

Свт. Иоанн Златоуст

и будет Бог твой с тобою присно: и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоен, и яко источник, емуже не оскуде вода: и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов

«И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои». Видишь ли разрешение и награду? Отпускаются даже грехи и умножаются блага. Мы получаем то, чего желаем. По справедливости Бог назвал милостыню семенем, потому что она как семя посевается в землю и приносит многочисленный плод. Но почему, скажут, мы часто видим многие дома, которые были милосердыми, а потом разрушились и подверглись великому ущербу? Не указывай на некоторые малые и случайные явления, но рассуждай о том, что бывает вообще. Если ты не желаешь слушать это, то я покажу тебе Иова, чтобы ты познал, что Бог таковых людей возводит до величайшей высоты. Некоторых Он испытывает искушениями, чтобы они были достойными величайших похвал; а тем, которые не обладают совершенным умом, Бог скоро здесь же дает награду. Мальчики, если кто-либо у них что выхватит, тотчас плачут и поднимают большие вопли. Но не так поступают мудрые и опытные: они на время питают свои души надеждою, и так как они положили собирать себе сокровища на небе, то поэтому считают за ничто здесь потерянное.

«И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». Видишь ли, как хороша милостыня? Таковым был и Иов, который говорил: «пути мои обливались молоком», (Иов.29:6), которому отовсюду были великие блага: «Имения у него было» (Иов.1:3), здания и все. Разве по причине скупости и глупости дарованы ему эти блага, или же скорее по причине широты сердца и милосердия?

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоен, и яко источник, емуже не оскуде вода: и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов

Чем именно, говорит, насытитесь? Очевидно, божественными дарами и пищей, свойственной святым, как негде Сам Христос сказал: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Мф. 4:4). Об этом и в древности Израильтянам написано было как бы в образе, когда Бог ниспосылал им манну с неба, потому что под нею некоторым образом можно разуметь хлеб ангельский и хлеб небесный. Если между ними и были некоторые, у которых в уме обильно воссиял божественный свет и сообщил им правильное и безупречное знание Священного Писания; то и о них мы говорим, что они исполнились и насытились высшей и божественной пищи. Но Израиль лишился сего, а язычники приобрели и удержали сие чрез веру, принявши евангельское и спасительное слово. Посему Господь наш Иисус Христос сказал святым апостолам: яко вам дано есть разумети тайны Царствия Небесного, онем же не дано есть (Мф. 13:11), очевидно, не уверовавшим, о котором божественное Слово возвестило: се работающии ми ясти будут, вы же взалчете: се работающии ми пити будут, вы же возжаждете (Ис. 65:13); ибо они терпели голод и жажду, лишившись участия в благах, получаемых чрез Духа, и оставшись совершенно без вкушения даров, получаемых чрез Христа, или лишившись божественного и евангельского руководства. Так чрез одного из святых пророков негде сказал: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня: и поколеблются воды от моря до моря и от севера до восток, и обтекут ищуще словесе Господня, и не обрящут (Ам. 8:11-12); ибо оживотворяющее и наипитательнейшее слово Божие отнято у толпы Иудеев и отдано, как я сказал, любящим Христа, к которым воззвал, говоря: ядите и упийтеся ближнии (Песн. 5:1). Так и божественный Давид, как бы уже принявший участие в столь почтенном и преизобильном даре, воспевает: уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна (Пс. 22:5). Итак, разботели кости тех, которые получили познание божественных Его тайн или исполнились ими. Речь (пророческая) употребляет образ, взятый от людей, привыкших жить роскошно в плотском отношении. Душа таких будет яко вертоград напоеный, то есть цветущий и обильный деревьями и украшенный многоразличными видами цветов и приносящий всевозможные плоды. Тогда как сады, лишенные воды, имеют очень некрасивый вид, засыхают и не имеют никаких плодов, или даже имеют недостаток в самых растениях, напротив, сады, напоенные обильными потоками вод, украшены бывают, как я сказал, всякими плодами. Садом же Христовым соделалась церковь, от лица которой описываемая в Песни Песней невеста говорит: да снидет брат мой в вертоград свой и да яст плод овощий своих (Песн. 5:1); так как что между растениями каштан или зрелый плод, то в душах святых прекрасная и приятная Богу добродетель. Итак, яко вертоград напоеный, говорит, будет душа твоя, и яко источник, емуже не оскуде вода. Таковыми оказались божественные тайноводители, как бы от приснотекущего источника своего сердца, производящие потоки святого учения и богато орошающие души наставляемых. В этом удостоверит сам Раздаятель столь превосходных даров, говорящий: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:38) и опять: всяк пияй от воды сея вжаждется паки: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный (Ин. 4:13-14). Такими мы называем святых апостолов и евангелистов, и тех, которые возвещают божественное слово, то прославляясь искусством догматического учения, то славными подвигами открывая путь. И кости твоя яко трава прозябнут и разботеют и наследят роды родов. Кажется, в сих словах указывает на тайну воскресения: ибо тогда воскреснет тело, подобно тому, как полевая трава, которая в продолжение зимнего времени увядает и делается безжизненною, но, лишь только улыбнется благорастворение весны, опять вырастает и возвращает свойственную ей по природе красоту. А прозябшие подобно траве кости утучнеют, говорит, очевидно, под воздействием животворящей божественной благодати; ибо негде божественный Давид воспевает и говорит: послеши духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103:30), то есть живущих на земле. Тогда унаследуем роды родов, то есть долготу дней после попрания смерти и совершенного уничтожения тления. В боговдохновенном Писании часто говорится о костях души умопредставляемых, то есть о некоторых деятельных ее силах и способностях, как например в изречении, яко Бог рассыпа кости человекоугодников (Пс. 52:6); так как Бог рассевает не кости тела, но сокрушает силы души их, так что они не могут совершить ничего, необходимого для добродетели. Никто же бо венчается, аще не законно мучен будет, по написанному (2 Тим. 2:5). Но цель тех, которые угождают и льстят людям, состоит в похвалах, воздаваемых самим людям, а во славу Божию и на пользу своей души ими обыкновенно ничего не делается. И опять божественный псалмопевец сказал: яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день (Пс. 31:3), то есть от того, что я славословил и умолял, наконец умолчал, впадши в человеческое малодушие. Обетшаша кости моя, то есть ослабели силы ума или души моей. Итак, они (силы души), некогда вследствие небрежности расслабевшие, опять мало по малу возрастают как трава, потому что Бог утучняет душу утешениями чрез Духа Святого и укрепляет ее, так что делает нас чрез это наследниками вечной жизни. Это именно, а не что либо иное и означают слова: в роды родов.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

И покой будет давать тебе Господь всегда и наполнит блеском (splendoribus) душу твою, и кости твои освободит. И будешь как сад напоенный и как источник водный, воды которого не иссякнут

Прибавленного в александрийских списках в начале этого отдела: и еще будет в тебе хвала Моя и в конце: и кости твои, как трава взойдут, и будут тучными и получат наследие в род и роды, нет в еврейском и даже у Семидесяти в исправленных и подлинных списках: поэтому оно должно быть отмечено спереди обелом. Когда мрак сердца твоего, говорит, по восшествии света рассеется и вместо непроницаемой ночи взойдет полдень; то ты всегда будешь иметь Бога обитателем, который наполнит душу твою блеском (splendoribus), о котором в псалме читается: с Тобою начало в день силы Твоея, в светлостех святых, из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109:4). Или же насытишься всем, чего желает душа твоя, — потому что и сам ты насытил душу алчущую, и будешь в состоянии сказать: благослови, душе моя, Господа, исполняющаго во благих желание твое (Пс. 102:1-5), и кости твои освободятся от погибели и огня вечного или будут тучными, так что бывшие прежде, вследствие алкания слова Господня, истощенными, получат прежнюю полноту. Это можем мы понимать и в буквальном смысле в отношении к воскресению тех тел, которые имеют пасть, и о силах души, указывая на которые святый говорит в псалме: вся кости Моя рекут: Господи, кто подобен Тебе (Пс. 34:10)? О них и в Притчах написано: слава благая утучняет кости (Притч. 15:30). Им обещаются и награды: „здоровье будет для тела твоего и исцеление для костей твоих“ (Притч. 3:8). О них также написано: хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится (Пс. 33:21). Напротив того, грешный и утративший крепость и силу души, стенает и говорит: расточишася кости наши при аде (Пс. 140:7). Ибо мы не можем думать, что кости грешников не находятся в аде, но он близ ада. И слава благая утучняет кости (Притч. 15:30), которая не относится к утучнению тела.

Далее следует: и будешь или будет, то есть или ты, или душа твоя, как сад напоенный, о котором написано: источник исхождаше и напояше все лице рая (Быт. 2), вместо которого в еврейском читается сад. Под этим источником мы не другой можем понимать, как только тот, к которому говорится: у Тебе источник живота (Пс. 35:10), который непрестанно напояет Церковь свою и сердца всех верующих.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.

Лопухин А.П.

и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают

И ты будешь, как напоенный водою сад... Сравнение божественной благодати с действием оживляющей влаги на иссохшую землю - образ хорошо известный, как в Ветхом, так и в Новом Завете. В частности, данное выражение буквально повторяется еще и у пророка Иеремии (Иер. 31:12). Не лежит ли в основе этого образа у обоих пророков чисто историческое воспоминание - о рае, как эдемском саде, орошаемом многими реками? (Быт. 2:10).

Толковая Библия.