Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
Что значит: если незаконно? Для него [борца] недостаточно того, чтобы выйти на подвиг, или намазаться [маслом], или сойтись с противником; но если он не соблюдает всех законов борьбы касательно пищи, воздержания и чистоты, самого места борьбы, и вообще если не исполняет всего, приличествующего ратоборцам, то не получит венца.
Гомилии на 2-е послание к Тимофею.
Одежда их убога? Но не в одеждах и не в цвете одежд заключается девство, а в теле и в душе. Если мы о философе судим не по волосам, не по трости и не по хитону, но по нравам и душе, и о воине - не по плащу и поясу, но по силе и мужеству, - то не нелепо ли было бы так просто и легкомысленно полагать всю доблесть девственницы - этого дивного и превосходящего все человеческие явления - в неубранных волосах, в поникшем лице и в серой одежде, не вникнув в ее душу и не исследовав тщательно ее внутреннего настроения? Но этого не допускает тот, кто постановил законы такого подвижничества. Он повелевает не по одеждам судить о посвятивших себя на этот подвиг, но по верованиям и по душе. Все подвижники, говорит он, воздерживаются от всего (1 Кор 9:25), от всего вредного для здравия души; и не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Какие же законы этого подвижничества? Послушай, что еще он говорит, или, лучше, чрез него Сам подвигоположник Христос: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13:4).
О девстве.
Желающему угождать Богу и быть добродетельным и чистым совершенно необходимо вести жизнь не спокойную, приятную и беспечную, но прискорбную и исполненную многих трудов и подвигов; ибо никто не увенчивается, говорит апостол, если незаконно подвизается.
О Лазаре.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
Если поручишь себя мужу, украшенному многими доблестями, то сделаешься наследником благ, которые в нем, и будешь весьма блажен перед Богом и перед людьми. Но если, щадя тело свое, отыщешь учителя, снисходительного к страстям своим, или, лучше сказать, вместе с тобою падающего, то напрасно ты вступал в подвиг отречения от мира - потому что предался страстной жизни, взял себе слепого вождя и приближаешься к яме.
Слово подвижническое.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
Имея дары Духа, примите и Духа, чтобы не только подвизаться, но и подвизаться законно. От Него, в награду за жизнь, да будет вам дарован и этот венец - исповедовать Духа совершенно, и с нами, и прежде нас, проповедовать Его достойно.
На Пятидесятницу (Слово 4).
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
Не может быть законного подвига, если нет противоборствующего. Итак, если бы не было противника, не было бы и венца. Победа сама собою не существует, если нет побеждаемого.
О христианском совершенстве.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
Восприми и другое: что есть мир, как не состязание, исполненное подвигов? Отсюда и в Апокалипсисе Господь говорит: Побеждающему дам венец жизни (Откр. 2:10). И Павел: Подвигом добрым подвизался (2 Тим. 4:7), и в другом месте: Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.Итак, кто устраивает состязания в этом веке, разве не приготавливает все необходимое для борьбы и, когда готовы священные повязки наград, зовет атлетов для борьбы за венец, чтобы будущий победитель не ждал, но удалился, получив награду? Итак, награды человека суть плоды земные и светила небесные, первые - для пользования в жизни настоящей, вторые - для надежды жизни вечной. Итак, почти как последний атлет, он входит на ристалище. Тот бьет, а Христос поражает, тот поднимает пяту, а Христос направляет его удар… Ибо Христовой проповедью он поражает все беззакония, которым противится. И, следовательно, вполне заслуженно на арену вошел последним тот человек, которому приготовлен венец, чтобы ему предшествовало небо как его награда.
Послания.
Аще же и постраждет (вступит в состязание) кто, не венчается, аще не законно мучен будет (вести состязание).
Второй пример: смотри на вступившего в состязание (на ристалищах), и вторая сторона ревности пастырской. Тем примером воина внушалось: все оставив, всего себя предай ревностному пастырствованию; а этим примером вступившего в борьбу и состязание атлета внушается: ревнуй вседушно о пастырствовании, но ревнуй законно, достодолжно, разумно. Неразумное, выступающее из пределов, ревнование о пастырствовании пользы не приносит и награды не заслуживает,— подобно тому как не венчается борец, не как должно ведущий дело борьбы, не соблюдающий положенных для того законов. «И подвижничество (состязание на играх) имеет некоторые законы, по которым подвижникам (атлетам) надлежит подвизаться. А кто не по этим законам ведет борьбу, тот не получает венцов» (блаженный Феодорит). «Для него не довольно того, чтобы выйти на подвиг, или намазаться, или сойтись с противником; но если он не соблюдет всех законов борьбы, касательно пищи, воздержания и чистоты, самого образа борьбы, и вообще если не исполнит всего, обязательного для ратоборцев, то не получит венца» (святой Златоуст). «Ибо не оставляется на произвол состязаться, как кто хочет; но есть и относительно этого законы,—состязательные» (блаженный Феофилакт). Так и пастырю надлежит пастырствовать не как попало, но с строгою осмотрительностию и разумным ведением дела, надлежит сообразовать свои действия и с местом, и с лицом, и с течением дел внешних и внутренних, житейско-гражданских и духовно благодатных, во всем имея одну цель — побеждение противоборцев видимых и невидимых, чрез водворение света истины, чистоты нравов и благодатного освящения. Как на борца смотрит вся публика и окружает его почетом за мужество и победу, так вся паства смотрит на пастыря и благоговеинствует пред ним, если он неленостно борется с ложью, злонравием и всякою беспорядочностию и не отступает, пока не одержит победы.
«Так показав, что доблестный воин свободен от других забот, и что мужественный подвижник подвизается законно, и законно подвизающийся увенчивается, Апостол представил другой еще пример, в котором с трудом соединена и выгода» (блаженный Феодорит).
Толкование на второе послание к Тимофею.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
И борец (атлет), выступающий на состязание, не может получить венка, если будет бороться не по закону состязания, то есть если он в борьбе одержит победу не по правилам игры и не так, как установлено. Подобно и те, кои исповедуют евангельское учение, не могут получить венец победы, если, вступив в борьбу с сокровенными скорбями, не одержат победы и не окажутся достойными посредством открытых гонений, на них поднимающихся.
Второе послание к Тимофею.
Аще же и постраждет кто, не венчается, аще не законно мучен будет
См. Толкование на 2 Тим. 2:3
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
Кто желает подавить естественные вожделения плоти, тот должен поспешить сначала победить пороки, находящиеся вне нашей природы. Ибо если хотим испытать силу апостольского изречения, то сначала должны узнать законы и правила мирского подвижничества, чтобы потом из сравнения с ними мы могли узнать, чему святой апостол этим примером хотел научить нас, подвизающихся на духовном поприще.
Постановления киновитян.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
Борец Христов, если незаконно будет подвизаться, не увенчивается, - если не будет принимать ударов, если лицо не будет в синяках, если будет беречь его от большой крови. Кровоподтеки заслуживают венца, боль заслуживает славы.
Трактат на Псалмы.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
То есть недостаточно выйти на подвиг, или намазаться, или сойтись с противником, если человек не соблюдает законов борьбы касательно пищи, питья, воздержания и самого образа борьбы. Ибо не оставляется на произвол состязаться, как кто хочет, но есть и относительно этого законы, - состязательные. Посмотри на мудрость Павла. Он напоминает Тимофею о воине, чтобы показать, что тот должен быть готов на поражение и смерть, - и о борце, чтобы укрепить его на все и чтобы он постоянно был в подвиге.
Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
Мы же да будем жить под властью Создавшего нас, по законам Бога, никоим образом не желая рабствовать законам греха. …Если же надо, то и приобщимся к бедствиям сей жизни, перенося должные страдания как искушения души,., в которых душа человека, испытуемая, подобно золоту в огне, или обличается, или оказывается чудесной. И никто не увенчивается, если незаконно будет подвизаться, даже здесь, на земле, в этом теле смирения.
Против Цельса.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться
В-третьих, подобно атлету, Тимофей должен во время проповедования, как во время борьбы, соблюдать известные правила борьбы, т. е. слово Божие, которое есть меч острый, употреблять как должно, не ослабляя его силы и требований (ср. 2 Кор. 10:3, 4). Только такой борец-проповедник получит в награду венок (ср. IV:8; Откр. XI:10).
Толковая Библия.