Толкование на Ис. 59:3

Свт. Иоанн Златоуст

Руце бо ваши осквернене кровию, и персты ваши во гресех, устне же ваши возглаголаша беззаконие, и язык ваш неправде поучается

Все пророки обличают их в том, что их руки исполнены убийства. Мне кажется, что он побуждает их ум к покаянию в прежних грехах и желает предотвратить будущие преступления, так как впереди предстояло им совершить такое убийство, которое тяжелее и беззаконнее всех прочих убийств. Пророки всегда желали сделать их кроткими. Потому пророк прежде сказал: «руки ваши осквернены кровью». Сам Бог уже прежде того дал такое повеление, так как они были склонны к убийству, которое было причиною гибели их более, чем остальные грехи, говоря: «Не убий» (Исх.20:13). Чтобы они не думали, что какое-либо убийство бывает совершенно непроизвольным, Бог сказал яснее: «не умерщвляй невинного и правого» (Исх.23:7). Потому Он запрещает железо и употребление его, чтобы удержать их от убийства, говоря: «железо» никогда да не касается сооружения храма (ср. Втор. 27:5; 3Цар.6:7). Хотя впоследствии священники закалали в жертву овец и волов, однако они приносили кровь Богу. Если следовало воздерживаться от крови животных, которые приносились Богу, то тем более – от крови людей. Воздерживаться от нее следовало тем более, чем более ценности имеет и чем ближе тебе человек, по сравнению с бессловесными животными.

«И персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду». Пророк перечисляет отдельные беззакония рук, пальцев, уст, языка и каждого члена, и таким образом легко отвращает их от грехов. И смотри: означенные дела и убийства они совершают по козням, не побуждаемые гневом и не движимые порывом сердца, хотя они знали, что это грех, – до того они привыкли к убийствам.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Руце бо ваши осквернене кровию, и персты ваши во гресех, устне же ваши возглаголаша беззаконие, и язык ваш неправде поучается

См. Толкование на Ис. 59:1

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 3-4 Ибо руки ваши осквернены кровию и персты ваши беззаконием; уста ваши говорят ложь и язык ваш произносит неправду. Нет призывающего правду и судящего по истине; но полагаются на тщетное и говорят пустое

Что выше вообще наименовал, это излагает теперь в частности. И следует обратить внимание на то, что он не обличает их за идолослужение, которое господствовало во времена Исаии, а за пролитие крови, о чем уже прежде сказал: праведный погибе, и никтоже не приемлет. И мужие праведные вземлются, и никтоже сердцем разумеет: от лица бо неправды взяся праведный. Будет с миром погребение его, взято от среды (Ис. 57:1-2). И хотя сами они не налагали рук на Господа Спасителя, но, как единогласно взывавшие, в нечестии: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25), виновны в смерти Его и имеют руки оскверненные. О таковых этот же пророк свидетельствует, говоря: егда прострете руки ваша ко мне, не услышу. Руки ваша исполнены крове old:is:01:15|(Ис. 1:15). Также уста их и язык говорят беззаконие и ложь, обещая себе антихриста вместо Христа, и никто не призывает правду и не судит [согласно с] истиною, или как стоит в еврейском, верою, то есть не верует в Христа, но надеются на тщетное и говорят суетное. Поэтому апостол заповедует не внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины (Тит. 1). Ибо по истине они полагаются на тщетное и следует суетному, в чем исполняется предречение Господа: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин. 5:43).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши - беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство

Ибо руки ваши осквернены кровью… уста ваши говорят ложь… никто не возвышает голоса за правду… зачинают зло и рождают злодейство. Как мысль этих стихов, так и еще больше их словесная форма очень близко стоят к первой главе той же книги, чем подтверждается единство автора (ср. Ис. 1:15, 21 ст. ). Осквернение рук кровью может иметь, конечно, и буквальный смысл, как пролитие крови жертвенных животных (без разумения смысла жертвы) или даже, как принесение человеческих жертв (детей богу Молоху - Ср. Иер. 7:31), или символический, в смысле, вообще полного ниспровержения всех нравственных устоев, до готовности на кровопролитие и убийство, включительно, или же наконец - преобразовательный, в качестве предуказания на Того Величайшего Праведника, убиением Которого евреи завершили ряд аналогичных же исторических фактов (Мф. 23:35).

Главной причиной такого развращения и упадка сынов Израиля пророк Исаия выставляет уклонение их с истинного пути «теократической правды, или праведности» («путь Божий») на путь «нечестия и лжи» («путь диавола»). Измена идеалу Божественной Правды - это измена самой истины и есть ложь, по существу дела.

Надеются на пустое… (4 ст.) По-еврейски стоит tohu, т. е. одно из тех выражений, какими в 1 гл. кн. Бытия описывается состояние первозданного хаоса.

Толковая Библия.