Толкование на Ис. 64:4

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него

Ужели видели? Никак, говорит; хотя мы блуждали и почитали иных богов, однако никогда не видели Бога, равного Тебе. «Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные». Милосердие бывает истинною помощью, особенно имеющим терпение, – если не тотчас, то, наверно, в последующее время.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 4-5 От века не слышахом, ниже очи наши видеша Бога, разве Тебе, и дела Твоя, яже сотвориши ждущим милости. Милость бо срящет творящих правду, и пути Твоя помянутся

Божество по природе невидимо, ибо Бога никтоже виде нигдеже, по написанному (Ин. 1:18). Но Он созерцается мысленными очами в том, что Он сотворил удивительно и несказанно. Невидимая бо Его, сказано, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и божество (Рим. 1:20). Но часто Он познается и в том, что совершает для благодеяния и в чем открывает свойственное Ему милосердие, неожиданно спасая уже лишившихся всякой надежды и простирая спасительную руку как бы лежащим долу и на земле. Нечто подобное говорят те, которые возносят вышеприведенное моление: от создания мира, говорят, мы не слышали и не видели такого Бога, кроме Тебя единого; потому что тем, которые ждут Тебя, то есть, возложили на Тебя упование, Ты щедро подаешь свою милость. Он постоянно будет сопутствовать тем, которые делают правду, и подаст свою милость тем, которые помнят о путях Его, то есть, исполнителям Его хотений, ибо путями Господа мы называем Его заповеди. Посему и божественный Давид воспевает в одном месте: в пути Твоем живи мя (Пс. 118:37); и опять в другом месте: путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое (Пс. 118:32).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4-5 Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих

Парафраз этого свидетельства апостол Павел, как еврей от евреев, берет из подлинных книг в том послании, которое он пишет к Коринфянам, не переводя слово в слово, чего он oбыкновенно не делает, а передавая подлинный смысл (1 Кор. 15), чем он пользуется в отношении к тому, что хочет подкрепить. Поэтому пусть смолкнут нелепости апокрифов, которые по поводу этого свидетельства обращаются в церквах Христовых. О них поиcтине можно сказать, что диавол сидит в засаде с богатыми в потаенных местах (in apocryphis), чтобы погубить невинного. И еще: подстерегает в потаенном месте (in apocrypho), как лев в логовище своем; подстерегает, чтобы схватить бедного (Пс. 9:29-30). Ибо Восшествие Исаии и Откровение Илии имеют это свидетельство. И по этому поводу и по многим подобным обольщены испанские и в особенности лузитанские женщины, которые обременены грехами, увлекаются различными похотями, всегда учатся и никогда не доходят до познания истины (2 Тим. 3), принимая удивительные вымыслы Василида, Бальзама и Тезавра, Барселона, а также Левзиборы и других именований. О них весьма обстоятельно пишет муж апостольский Ириней, епископ лионский и мученик, изъясняя происхождение многих ересей, и в особенности гностиков, которые чрез Марка Египетского обольстили знатных женщин, сначала галльских близ Роны, потом испанских, примешивая похоть к вымыслам и приписывая своему невежеству имя знания. А что говорит народ в настоящем месте, это означает то, что он никогда ни ушами, ни глазами не познавал того, что Бог уготовляет в будущем святым Своим,—что Он встречает делающих правду и помнящих пути Его. Затем, по Семидесяти они говорят, что они никогда не знали иного Бога, кроме того, который истинно есть Бог, и не видели таких и столь великих дел другого [кого либо], которые Он совершил для ожидающих Его милости и делающих правду и помнящих пути Его. Но почему написано: Бога никтоже виде нигде же (Ин. 1:18), и еще: не узрит человек лице Мое, и жив будет (Исх. 33:20)? Следовательно Бог не изъясняется словами и не видим для глаз, но Его видят те, о коих написано: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8).

Cт. 5-6 Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены? Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас

Порядок — обратный. Не потому мы согрешили, что Ты прогневался, но потому Ты прогневался, что мы согрешали. А так как мы согрешили [и] Ты прогневался на нас; то мы стали блуждать и оставили правый путь. Или по еврейскому тексту: мы, бывшие всегда во грехах, спасемся только Твоим милосердием, так как сами по себе мы нечисты, и что из праведности, по-видимому, имеем мы, это сравнивается с одеждою женщины сидящей или имеющей месячное очищение. Вместо этого Феодотион поставил самое слово еврейское eddim, которое Симмах перевел: χυόόων, то есть рождающих, Акила: μαρτοριών, то есть свидетельств, так как кровь при первом супружеском совокуплении служит удостоверением в пользу девицы.

И мы опали, говорит, как листья с деревьев, которые, по причине беззаконий наших, рассеиваются веяниями ветров. При этом нужно обратить внимание на то, что правда, которая есть в Законе, сравнительно с евангельскою чистотою называется нечистотою. Ибо не славно то, что прежде было славным, по причине превосходнейшей славы. Поэтому и апостол Павел, который все исполнял по правде, находящейся в Законе, говорит, что он все считал за урон, чтобы приобрести Христа и ради превосходства познания Господа нашего Иисуса Христа, ради которого все почитает за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не имеющим своей правды, которая в Законе, но с тою, которая чрез веру Христову есть праведность от Бога (Флп. 3). Ибо есть праведный, который погибает от правды своей (Еккл. 7), если после истины Евангелия хочет упражняться в тенях закона и неправедным образом преследовать то, что праведно. Поэтому по премудрому Соломону всякий муж представляется себе праведным, когда действует по закону, к каковым Господь говорить в Евангелии: вы есте оправдающе себе пред человеки (Лк. 16:13). Избегая сего, Павел говорит: ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся (1 Кор. 4:4). Из греха же [происходит] праведность Божия, о которой тот же Соломон говорит: уразумейте правду истинную (Притч. 1). Следовательно есть другая правда, которая не имеет истинности, а истинная правда - та, о которой также в Евангелии говорится: блажени алчущии и жаждущии правды (Мф. 5:6). Многие пророки и праведники желали видеть ее, и не видели. Авраам же увидел эту правду и возрадовался (Ин. 8:56), следуя не убивающей букве, а духу животворящему. И не удивительно, что это говорится о людях, когда также звезды, сравнительно с Божию праведностию, нечисты, и относительно Своих ангелов Он усматривает некоторые недостатки (Иов. 4). Итак, если кто, после Евангелия Христова и пришествия Сына Божия, соблюдает обряды детоводительного закона, тот пусть выслушает признание народа, что вся та правда подобна крайне загрязненной одежде, с которою и Есфирь сравнивает свою диадему, которая была отличием царской власти [и] которую она носила не по желанию, а по необходимости: Ты веси нужду мою, яко гнушаюся знамения, гордости моея, еже есть на главе моей во днех видения моего: гнушаюся его, яко рубищ оскверненных, и не ношу в день молчания моего (Есф. 4).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него

См. Толкование на Ис. 64:3