Толкование на Ис. 65:9

Свт. Кирилл Александрийский

и изведу из Иакова семя и из Иуды, и наследит гору святую Мою, и наследят избраннии Мои и раби Мои, и вселится тамо

См. Толкование на Ис. 65:8

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 9-10 И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там. И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор - местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня

Кого выше назвал зерном в виноградной кисти или виноградною ягодою или же (по мнению многих) виноградною кистью, того называет теперь семенем Иакова и Иуды, который обладает горами или горою Его. Под семенем Иакова и Иуды очень многие разумеют Христа, о котором в Бытии говорится: Иудо, тебе похвалят братия твоя и прочее (Быт. 49:8). Ибо для всякого несомненно, что Спаситель родился из племени Иуды. Другие утверждают, что разумеются апостолы, о которых мы часто говорили: останок спасется (Рим. 9:27), и: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома были быхом и яко Гоморру уподобилися быхом (Ис. 1:9). Они получили во владение гору Господню, говорящие по сознанию обитающего в них Христа: приступите к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12:22), или горы Его, о которых в Псалмах поется: горы окрест Его и Господь окрест людей Своих (Пс. 124:2), и: основания Его на горах святых (Пс. 86:1). Владеть же Сионом будут избранные Господа, а будут жить в нем рабы Его. О них в той же книге пишется: семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избранны Его (Пс. 104:6). Следователь-но, кто еще служит семенем, а не преобразовался в сына, тот есть раб Господа, коему Он говорит в Евангелии (Ин. 8): знаю, что вы семя Авраамово, но еще не сыны. Ибо если бы вы были семенем Авраамовым, то вы, конечно, делали бы дела Авраама. А кто сын, тот и избранный Господа. Поэтому избранный обладает Иерусалимом, а рабы живут в нем, и о различии между сыновьями и рабами говорится: не приясте духа работы паки в боязнь, но духа сыноположения (Рим. 8:15).

И будут, говорит, равнины или дубравы дворами для стад. Вместо равнин в еврейском стоит Saron. Вся страна вокруг Лидды, Иоппии и Иамнии удобна для пасения стад. Об этом и в Деяниях Апостолов написано: „леса же обратятся в дворы для овец“, сообразно с тем, что поется в псалме: глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы (Пс. 28:9), или чащи лесов, чтобы перестали скрываться в них разбойники и звери и ядовитые животные и чтобы места, бывшие некогда [местами] козней и крови, преобразовались в церкви Господни и паслись там стада тем, Кто положил душу за овец Своих. О Нем написано: „Он будет пасти нас во веки“ (Иез. 34). Этот голос Господа, свершающий еленей и открывающий чащи лесов, взывает чрез Иоанна в пустыне: уже секира при корени древа лежит. Всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Мф. 3:10). И еще: всяка долина исполнится (Лк. 3:5), о которой и теперь говорится: и долина Ахор местом отдыха для волов и [местом] покоя для народа Моего, который взыскал Меня. О ней и в книге Иисуса, сына Навина, говорится, что там был убит Ахам, который украл из заклятого (anathemate) и из добыч иерихонских, и был убит вместе с домом своим, и так как он привел в смятение народ, то место, на котором он пал, получило наименование Асhor, то есть смятения и тревоги (Нав. 7). Таким образом долина Ахор, на которой некогда было проклятие и наказание, будет местом покоя для волов. Изъясняя это, Павел говорит (1 Кор. 9): о волах ли печется Бог? Не о нас ли Он говорит, ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, молотить с надеждою получить часть. Об этой долине и у Осии таинственно написано: возглаголю в сердце ея, — без сомнения, Иерусалима, — и дам ей притяжание ея оттуду и поляну Ахорову, отверсти смысл ея (Ос. 2:14-15). Ибо долина Ахор для того отдается в обладание волам народа Божия и долины превращаются в дворы для стад, чтобы открывался смысл и познавалаcь истина Господня.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там

Я произведу от Иакова семя и от Иуды - наследника гор Моих… Едва ли здесь нужно находить детальное указание на оба разделенных Еврейских царства. Лучше видеть здесь обычный библейский плеоназм, особенно характерный для пророка Исаии именно в этом отношении (т. е. в отношении к обозначению народа Божия) 9:8; 10:21-22; 27:6; 29:23; 40:27; 41:8; 48:1; 60:14, 16 и др.). Не раз также пророк Исаия говорит и о горе или горах Господних (2; 14:25; 57:13; 60:21), ясно разумея под этим всю землю обетования, т. е. Палестину, как страну крайне гористую. Действительно, стоит только взглянуть на географическую карту Палестины, чтобы вполне убедиться в справедливости такого названия. Палестину пересекают три главных группы гор: 1) горы Галилеи с высочайшей вершиной Гермон - 9400 фут. над уровнем моря, 2) горы Самарии и Иудеи - с вершинами Гебал и Гаризим около 2700 ф. и 3) горы Заиорданской области, из которых некоторые точно так же достигают 2000-3000 футов высоты.

Наследуют это избранные мои… рабы Мои… В общем смысле подобные эпитеты прилагаются в Библии ко всему Израилю (1 Пар. 16:13; Пс. 104:6 и др.). Но здесь ясен ограничительный смысл толкования, указывающий лишь на благочестивый «остаток» Израиля (43:20; 45:4; ср. Пс. 14:1-2 и 23:3-5), на выбранных из среды избранного народа.

Толковая Библия.