Толкования на Исх. 2:13

Свт. Кирилл Александрийский

И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего

См. Толкование на Исх. 2:11

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 13-14 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле

Когда Моисей, по окончании воспитания его, был приведен в дом Фараонов; тогда радовал он родителей красотою своею; но печалило их косноязычие его. Моисей же, по обрезанию своему, и особенно по рассказам, какие тайно слышал от матери и сестры, знал, что он сын Иохаведы. И поелику приближалось к концу исполнение четырехсот лет: то Моисей приходит к братиям своим испытать, не может ли его рукою совершено быть избавление евреев. И как приставник, убитый Моисеем, превосходил жестокостью всех приставников Фараоновых, и хотя Моисей весьма часто укорял его, не внимал тому; то, убив его, скрыл Моисей в песке того, кто притеснял семя, которому, по благословению Божию, надлежало стать многочисленнее песка морского. В песке речном скрыл его Моисей прежде тех собратий его, которых тела должны быть извергнуты морем на песок морского берега. Изшед же во вторый день, виде два мужа биющыяся, и хотя, как сын царский, имел власть и наказать и предать смерти, однако же не пользуется властью, но делает только справедливый выговор обидчику. Но обидчик сей, вместо того, чтобы принять выговор, при всех обличает царского сына в убийстве, и говорит: кто тя постави князя над нами? Как же ты, человек до бесстыдства своевольный, говоришь сыну царскому: кто тя постави князя над нами? Он князь и над приставниками, которые надзирают за тобою; как же он не князь над тобою? Впрочем, Моисей ужаснулся, когда сверх чаяния узнал, что дело его разглашено. Уличал же Моисея в убийстве не тот еврей, который был им спасен. Если укоризна была несправедлива, то значит, что Моисей не за него убил египтянина. Еврей, избавленный от египтянина, был обижен, как и девы, обиженные у кладезя. Моисей, убив египтянина, хотел сделать там облегчение евреям, которых притеснял египтянин: но избавленный открыл другому еврею по дружбе; сей же другой, по злобе, обвинял Моисея. Итак, узнано сие было и Фараоном, а военачальникам и князьям открылся случай жаловаться на Моисея, который укорял их за то, что без милосердия делают зло Евреям. Фараон пришел в такой гнев, что готов был обагрить руки свои кровью усыновленного и предать смерти наследника престола своего. Моисей убоялся причинить скорбь истинным своим родителям, когда усыновившие его подвергнут его мучениям, и бежал в землю мадиамскую.

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримиия на вечерне в среду страстной седмицы (Исх. 2:11–22). В сей паримии повествуется о бегстве Моисея в землю Мадиамскую и о супружестве с дочерью Иофора.

Ст. 13-14 Изшед же во вторый день, виде два мужа Евреанина биющася, и глагола обидящему: чесо ради ты биеши искреннего (ближнего)? Он же рече: кто тя постави князя и судию над нами? Еда убити мя ты хощеши, имже образом убил еси вчера Египтянина? Убояся же Моисей и рече: аще сице явлен бысть глагол сей

Описанный в сих двух стихах случай подтверждает истину слов первомученика Стефана, что Евреи не поняли значения казни Египтянина, совершенной накануне Моисеем, – не поняли, что в лице Моисея Господь посылает им избавителя. Вмешательство Моисея в ссору двоих Евреев с целью примирения не только не было принято ими с благодарностью, но еще вызвало со стороны обидчика дерзкое обвинение в присвоении себе не принадлежащей ему власти и попрек убийством Египтянина. Но спрашивается, как Евреи, узнав об умерщвлении Египтянина, могли догадаться, что это не самоуправство со стороны Моисея, а действие, согласное с волею Божиею? Должно полагать, что Моисей не скрывал от своих единоплеменников признаков, на основании которых они могли прийти к этой догадке, притом самая крайность угнетения, какое Евреи терпели от фараона, должна была расположить их к ожиданию помощи Божией, возбудить их внимание ко всякому необыкновенному случаю, имевшему отношение к их участи, вызывать с их стороны вопрос: не представляет ли такой случай значения милости к ним Божией. – Убояся же Моисей и рече, аще сице явлен бысть глагол сей? Чего убоялся Моисей? Того ли, что убийство сделалось гласным между Евреями? Но такой гласности он сам не мог не желать, потому что убил Египтянина с целью склонить Евреев к признанию его избрания от Бога на дело спасения их. Моисей действительно желал распространения известности о его поступке, но его неприятно изумило то, что с этим распространилось недоброе мнение о нем между Евреями. Он увидел, что привычка к неволе убила в них надежду на свободу, что они с недоверием отнеслись к лицу, призываемому к их освобождению, и, пожалуй, готовы донесть на него Египетским властям, как на человека опасного и неблагонадежного в политическом отношении. Он не ожидал этого от Евреев. Отсюда объясняется его страх, его изумление, когда случилось именно то, чего он не ожидал. - И рече: аще сице явлен бысть глагол сей, – ужели таким образом дело сие сделалось известным? Т.е. как неприятно, что дело, которое совершено мною по внушению от Бога, во благо моим единоплеменникам, не понято ими, и слух о нем распространяется так неосторожно, так недоброжелательно в отношении ко мне, что может дойти и до Египтян. – Глагол в значении дела встречается и в других местах Писания (Лк. 2:15).

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего

См. Толкование на Исх. 2:11