Толкования на Исх. 40:1

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания

Итак, Божественное откровение (относительно скинии) таково, – мы будем излагать таким образом отдельно и изъяснять насколько возможно сеновную букву. «И сказал, – говорится, – Господь к Моисею, говоря: в день один (первый) месяца первого в новомесячие поставишь скинию» (Исх. 40:1–2). Что побудило Господа всяческих, основательно спросит кто-либо из любознательных, дать повеление ставить скинию в один день, а не в два или три, и в новомесячие, и не всякого вообще месяца, но первого? Все это действительно требует от нас надлежащего и тщательного исследования, так как в Божественных Писаниях ничего не говорится всуе. Итак, – будем держаться наших прежних рассуждений об этом, – поставляемая скиния означает святое тело Христа и, так сказать, сооружение честного шатра Его, в котором благоволила поселиться вся полнота Божества телесно (Кол. 1:19, 2:9). Ставить ее повелевает «в день один», что весьма премудро и промыслительно, дабы под одним днем ты разумел настоящий век, в который, и один только, Он соделался человеком. А под новолунием нам следует разуметь не другое что, как обновляющее нас пришествие Спасителя, в которое «древнее прошло и настало все новое» (2 Кор. 5:17). Новое открылось нам время во Христе, изгоняющее ветхость подзаконного служения, посредством евангельских наставлений преобразующее в новую и обновленную жизнь, а также обветшавших вследствие греха и близких к уничтожению (Евр. 8:13) обновляющее в изначальную праведность и разрушающее ветхость вкравшегося тления, обновлением нетления услаждающее восходящих чрез веру к жизни вечной, «ибо если кто во Христе, (тот) новая тварь», по написанному (2 Кор. 5:17).

Повелевает воздвигать Божественную скинию «в месяце первом», когда, как бы смыв унылость зимы, воссиявает прелесть весеннего поворота (солнцестояния), а земля нежно согревается уже более светлыми и чистыми лучами солнца, цветут виноградники, услаждается благовонием цветов земледелец, покрываются зеленью долины, «колосьев вершинами все щетинятся нивы», по словам одного из эллинских поэтов, когда «прошла зима», по написанному, «ушел и дождь с нею», когда «обрезки (винограда) настало время» (Песн. 2:11–13). Но все это ты должен разуметь духовно, под исчезновением зимы и прекращением дождя – удручающие нас искушения диавольской тирании и жестоковластия над всеми. Это потому, что во дни Христа прекратилась власть демонов и нам воссияло светлое солнце, то есть Сам Тот, о Ком говорит Бог и Отец: «И воссияет вам Солнце Правды» (Мал. 4:2), охлажденных грехом согревая теплотою Духа к праведности. Также и виноград разумей умственный, и цветы духовные, и под колосьями также – (разумей) святых, отличающихся многообразным благочестием к Богу и порождающих плод многовидной добродетели. Наконец, надо сказать вкратце: весна все украшает цветами и заставляет землю произращать траву, венчает молодою растительностью луга, снова делает молодыми стволы, прежде сухие благодаря несносной суровости зимы, приводит их в лучший вид, покрывает их обычною зеленеющею листвою и щедро наделяет дарами природы трудящегося земледельца. Подобное нечто, как увидим, было и с нами. Некогда сухие, благодаря царствовавшему над нами греху, и лишенные плодов добродетели, мы расцвели праведностию чрез Христа и только что явившийся и новый плод веры уже приносим Земледельцу духов. Так именно мы справедливым находим понимать сказанное одним из святых пророков, как бы от лица Христа: «Сам я (тот же) говоривший: вот я, как время (года цветущее – весна) на горах» (Ис. 52:6–7), ибо что совершает на горах «время», то есть весенняя пора, об этом мы уже ясно сказали прежде.

Итак, благополезно повелевает «в один день» ставить скинию, представляющую собою прообраз Христа, дабы ты разумел о Нем, что Он однажды только умер в это единое настоящее время, ибо снова отнюдь уже не родится, но и не умрет, родившись раз и умерши и восстав из мертвых. Ведь за смертию необходимо было следовать воскресению, бывшему как бы сооружением святого шатра.

В новолуние же – потому, что новый у нас век во Христе и вся тварь в Нем нова.

И месяц берется первый, чем указывается на обновление человеческой природы от смерти и тления в жизнь и нетление, и от бесплодия переход уже к благоплодию, и освобождение от диавольской тирании, наподобие прекращения и исчезновения зимы.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XII. Паримия на праздник Введения (Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35). В этой паримии повествуется о поставлении и освящении скинии свидения.

Ст. 1-2 Рече Господь к Моисею, глаголя: в день первый месяца первого поставиши скинию свидения

Скиния свидения – это собственно палатка, имевшая два отделения под одною кровлею. Одно из них называлось святилищем, в которое входили только священники. Оно вмещало трапезу с хлебами предложения, семисвещник и алтарь кадильный. Другое известно под именем – Святое святых. Оно вмещало важнейшую ветхозаветную святыню – кивот завета и доступно было одному первосвященнику, и притом однажды в год, – в праздник очищения. Входили во святилище и из святилища во Святое Святых с востока. Но когда Господь повелевает Моисею поставить скинию, Он имеет в виду не одну эту палатку с двумя отделениями, но вместе окружающий ее двор, обнесенный столбами и закрытый с боков коврами, но открытый сверху. Для помещения во дворе, в который вели ворота с востока, приготовлен был жертвенник всесожжения и умывальница для жрецов. Двор назначен был не для одних священников и левитов, но и для народа. – Скиния долженствовала быть единственным местом общественного Богослужения для Израильтян. Вне ее запрещено было где-либо приносить жертвы, под страхом смертной казни (Лев. 17:8–9). И это запрещение имело силу не на время только странствования Евреев в пустыне, – им заповедано было, чтобы они и тогда, когда водворятся в земле Ханаанской, собирались на Богослужение только в одном месте, которое Господь изберет в каком-либо колене для скинии, или постоянного храма (Втор. 12:5, 10, 13–14). Такое сосредоточение общественного Богослужения в одном месте нужно было для сохранения в народе единства веры и Богопочтения в виду опасности увлечения в идолопоклонство, неминуемой в случае, если бы Израильтяне подобно язычникам пользовались свободою приносить жертвы на каком угодно месте, особенно вблизи язычников. – Временем для поставления скинии избирается Господом день первый месяца первого. Разумеется первый день и первый месяц второго года по исшествии из Египта, как видно из того, что в той же главе (Исх. 40:17) сказано об исполнении этого повеления Божия. И бысть в первый месяц во второе лето исходящим им от Египта, в новомесячии (в первый день месяца), ста скиния. Так как исход случился под 15-ое число Нисана (марта), то от исхода до поставления скинии протекло 11 1/2 месяцев.

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания

Как видно из 17 ст. настоящей главы, поставление скинии пало на первый день первого месяца второго года по выходе евреев из Египта.