Толкования на Лев. 11:3

Свт. Климент Александрийский

всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте

Итак, с кем же нужно поддерживать общение? С праведными, что аллегорически выражено так: Всякий скот, у которого раздвоены копыта и который жует жвачку. Двукопытной называется здесь сохраняющая равновесие праведность, жующая собственную пищу праведности — Логос, снаружи входящий, точно так же вместе с пищей через назидание, изнутри же посылаемый наверх, словно из чрева разума, в разумное напоминание. Праведный жует духовную пищу, имея в устах Логос. Но, без сомнения, праведность двукопытна, поскольку она и здесь освящает, и вводит в будущий век.

Педагог.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 3, 21-22, 29, 32 Всяк скот раздвояющ копыта и пазнокти имеющ на двое, и отрыгаяй жвание да ясте

Под образом сих животных разумеются души, которых дела согласны с словом, и которые различают учение, и слово произносят с рассуждением. Таковые-то души представлены под образом раздвояющих копыта; потому что легко свергают с себя нечистоту плотских вожделений. Притом, закон повелевает есть тех животных, которых боготворили в Египте, чтобы Евреи, заколая их, ясно видели, сколько суетно поклонение им. Еще закон запретил есть кровь и мясо свиней; потому что Евреи с жадностью ели сие в Египте, и с такою же жадностью вожделели сего в пустыне. Птицы, от которых закон повелел воздерживаться, суть следующие: орел, гриф, морской орел, страус, ястреб, сова, рыболов, пеликан, сыч, лебедь, попугай, вдод, павлин, и вообще всякая птица, у которой есть острые когти. Под образом сих птиц представлены люди хищные, производящие насилие, и дела свои совершающее во тьме, ибо таковы и исчисленные птицы. Сия да ясте из рода птиц, ходящих по земле - саранчу с ее породою, и хоргол с породою. Через сие закон как бы перстом указывает людей, которые любовь свою отвлекли от земного, берут себе только самое нужное для их потребностей, а все остающееся отдают бедным. И сия нечиста от гад плежущих: ласица, мышь, крокодил, ящерица, крот, саламандра. Всяко, в неже впадет нечто от тел их, нечисто будет. В образе сих гадов представлены душевные пороки людей, и пребывающие в душевной слепоте. Перечисляя же животных чистых, закон в числе их полагает серну и оленя, однако же приносить их в жертву запрещает, как и мед. Всяко, в неже впадет от тел их, нечисто будет. Но если тело и оскверняется у нас поневоле, то в душе должна сохраняться вся ее чистота. Известно же, что у святых чисты и тела; таково было тело Елиссеево, по смерти прославившееся чудесами; и Моисей нес кости Иосифовы, и он сам погребен Богом, - и Сампсон прославился костью, и Илия не осквернился, прикоснувшись к мертвому телу сына вдовы Сарептской.

Толкование на книгу Левит.

Прп. Макарий Великий

всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте

И служитель Божий Моисей намекает на это другим образом, говоря, что животные, у которых раздвоены копыта, и четвероногие, жующие жвачку, чисты, а другие суть нечистые. [Это означает], что человеку Божиему нельзя без различения следовать одной мысли, сожительствуя и сонаслаждаясь с лукавым помыслом зла, но, наоборот, всякий раз ему должно в самом себе проводить различение посредством разума и обладать строгим разумением, свойственным естеству, которое противоборствует навыкам порока. Следует «жевать жвачку», приучать и упражнять ум в верных словах заповедей Божиих, дабы противоборствующее [злу] и благочестивое разумение, всегда обитающее в нас, усилилось против сожительствующего [с душой] порока. И так до тех пор, пока [мы] не облечемся силой свыше (Лк. 24, 49), которая, со всей полнотой власти истребив сожительствующее [с нами] лукавство, явит чистое разумение чистого естества. Подвизающиеся таким образом и обладающие различением в отношении самих себя считаются Богом за чистых, став уже вне добровольных прегрешений и предав свою волю, насколько это возможно, одному только Богу.

Итак, душе нужно прежде всего проводить разделение в своих мыслях и посредством рассуждения отделять себя от общения с грехом. Потому что тогда поистине она силою Духа возможет отмежевать себя от злых духов, которые являются источником нечистых помыслов.

Собрание рукописей типа II. Беседа 53.


Так, поскольку есть блуд и растление, сокровенно происходящие в душе вследствие греховных помыслов, — и это-то таинственно являя в отношении души, Дух Святой отделил чистых четвероногих животных и птиц от нечистых, и чистые производят чистые плоды, — то душе долженствует посредством рассуждения и при большом усердии и подвиге отделить чистые помыслы, свойственные ей по естеству, от нечистых помыслов, создаваемых в ней назойливым грехом, — так чтобы душа могла порождать чистые помыслы, свойственные ее естеству чистыми и по неведению не порождала бы — словно свойственные ей по естеству (а на самом деле — несвойственные) — нечистые мысли, подчиняясь сообитающему с нею злу и общаясь с ним. Животные, имеющие раздвоенное копыто и жующие жвачку, говорит (Св. Писание), — являются чистыми, то есть каждому человеку необходимо видеть в себе раздвоение, и противоречить, и не соглашаться с живущим в нем злом страстей.

Собрание рукописей типа I. Слово 54.

Ориген

всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте

В тени этой яблони желает сидеть невеста, или Церковь, как мы сказали, под защитой Сына Божия, или душа, избегающая всех прочих учений и прилепляющаяся к единому Слову Божию, чтобы иметь Его сладкий плод в гортани, то есть непрестанно размышлять о Законе Божием, наподобие того, как чистое животное все время пережевывает траву.

Гомилии на Песнь Песней.

Лопухин А.П.

Ст. 3-8 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас

Чистые и нечистые животные четвероногие млекопитающие. Для них указывается (ст. 3 и д.) два признака чистоты и годности к употреблению в пищу: 1) полная раздельнокопытность — присутствие на копытах животного «глубокого разреза» (Втор XIV:6) и 2) жвачность животного. В параллельной рассматриваемой главе кн. Лев главе Втор XIV, ст. 4–5, названы 10 пород животных, удовлетворяющих обоим требованиям и потому чистых и употребляемых в пищу, но, конечно, под указанные признаки подходили, а потому и употреблялись в пищу, и многие другие породы млекопитающих четвероногих. Отрыгание жвачки — принадлежность только травоядных, след. плотоядные животные этим признаком исключались; признак же раздельнокопытности ограничивал круг самих травоядных. Отсутствие какого-либо из этих двух признаков делало животного нечистым. Первого признака недостает, напр., верблюду — разрез на копытах у него есть, но неглубокий, и копыто его представляет лапообразную подушку; также — тушканчику или горной мыши (евр. schaphan, греч. χοιρογρύλλιος ср. Пс CIII:18; Притч XXX:26) и зайцу (ст. 4–6; Втор XIV:7); второй признак отсутствовал, напр., у свиньи, считавшейся у евреев самым нечистым и оскверняющим животным (по раввинам, 9/10 всех нечистот в мире происходит от свиньи, см. Lexic. Buxtorfii под сл. chazir), как по ее нечистоплотности (ее почитали также источником проказы), так и по употреблению ее в языческих жертвоприношениях (название «ядущий свинину» было синонимом идолослужителя, Пс LXV:4; LXVI:17; ср. 2 Мак VI:18; VII:7 и д.). Неядение свинины евреями и в древности, и в новое время считалось одним из характерных черт этой нации (Ювенал в сатире XIV:96 осмеивал иудеев за это). Моральный или аллегорический смысл указанного правила о различении четвероногих животных, по блаж. Феодориту (вопр. 11), таков: «раздвояющее копыто означает различение дел добрых и противоположных им, сверх же сего жизнь не в настоящем только веке, но и в будущем, и предоставление одному веку только необходимого, а другому всего, т. е. души и тела, и относящегося к телу. А отрыгающее жвание означает поучение в божественных словесах».