Толкования на Лев. 26:5

Свт. Кесарий Арелатский

и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно

Не принимаю это как телесное благословение, как если бы хранящий Закон Божий наследовал этот общий хлеб в изобилии… Разве нечестивые и беспутные не едят хлеб не только в избытке, но и в утешении? Итак, если посмотрим на Того, Кто говорит: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин 6:51), и обратим внимание, что говоривший это есть Слово, Которым питается душа, то еще более уразумеем, о каком хлебе говорится в благословениях Божиих: будете есть хлеб ваш досыта. Подобным образом и Соломон говорит в Притчах о праведнике: «Праведник, питаясь, напитал душу свою, а души нечестивых будут в скудости». Если понимать это буквально, то всем покажется ложным: ведь скорее души нечестивых поедают пищу с жадностью и стремятся к насыщению, в то время как праведники порой даже голодают. Наконец, Павел был праведником и говорил: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои (1 Кор 4:11), и затем говорит: в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор 11:27), - так в каком же смысле Соломон говорит, что праведник, питаясь, утоляет голод своей души? Итак, как выше мы выяснили про дождь, точно так же и в этом месте должны понимать о хлебе, поскольку это хлеб небесный, иными словами, Слово Божие, Которое сказало: Я - хлеб живый (Ин 6:51); его вкушают лишь праведные, которым сказано: Вкусите, и увидите, как благ Господь! (Пс 33:9). Что же грешники, осквернившиеся многими преступлениями, с какой совестью они надеются вкушать?

… Неправедный человек никогда не чувствует себя в безопасности, но всегда волнуется и мечется, и обращается к ложным искажениям от любого порыва ветра вероучения в заблуждениях людей. Поистине праведен, кто хранит закон Божий, кто в надежности живет на своей земле, поскольку со страхом Божиим управляет и подчиняет собственную плоть служению; чувства его тверды, когда он говорит к Богу: «Утверди меня, Господи, в словах Твоих». Утвержденный, находящийся в безопасности и упроченный на своей земле - тверд в вере, ибо здание его построено не на песке, но утверждено на прочной земле.

Проповеди.

Прп. Нил Синайский

и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно

«Снесте хлеб ваш в сытость, – сказал Господь устами Моисея, – и вселитеся с твердостью на земли вашей» (Лев. 26:5). А знаешь, что такое Божественный хлеб и что такое твердость? Утвердих тя десницею Моею, – говорить Бог (Ис. 41:10), «и дам мир в земли вашей» (Лев. 26:6), называя миром свободу от мерзких страстей, и «уснете, и не будет устрашаяй вас». Вот сон благотворный, избавляющий от обдержащих зол. Ибо сказано: «дал еси» не в устах моих, но «в сердце моем», в мысли, «веселье» не гибнущее, но вечное, и потому «в мире вкупе усну и почию» (Пс. 4:8-9) сном, мертвым для всякого греха. Ибо «егда» Господь «дает возлюбленным Своим сон, се достояние Господне» (Пс. 126:2-3), уготованное подвижникам.

Письма на разные темы. Епископу Язону.

Лопухин А.П.

и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно

См. Толкование на Лев. 26:3