Толкования на Мих. 6:5

Свт. Амвросий Медиоланский

Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни

См. Толкование на Мих. 6:3

Свт. Кирилл Александрийский

Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что [происходило] от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни

Опять порицает их за то, что они беззаконно восстали против Его власти, хотя не могли указать ничего такого, чем справедливо огорченные они могли бы решиться на отступление от Бога. Ведь Я, говорит, удостоил их такой нежности и любви, что отнюдь не переносил даже и слов хулителей их. Так, проклятый Валак, тиран моавитский, подкупил Валаама, волхва и птицегадателя, и побуждал его проклясть Израиля; но Бог всяческих сотворил нечто необычайное и сверхъестественное, язык лжепророка обращая на благословение. Поставив это в вину Валааму и упрекнув за это птицегадателя, Валак немедленно увел его на другие холмы. Потом, приказав построить жертвенник и принести на них в жертву быков, он думал, что быть может не на всяком месте Бог имеет силу. Но он повсюду должен быть повторять благословение, хотя переходил с места на место, от так называемых Схиний (местность на земле моавитской) до горы Галгал (Чис. 22:23, 24). Итак, вспомни, что замышлял Валак и что отвечал Валаам. Ведь Я прекратил самые проклятия против вас и нисколько не допустил птицегадателю оскорбить вас и словами; а вы, забыв об этом, Мне подобающую славу воздавали бездушным вещам, взывая к золотым телицам и говоря: «сии бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския» (Исх. 32:4). Итак, если Бог по любви Своей наделяет нас благами, как бы напояет нас ими с величайшей щедростью, прогоняет врагов и разрушает их злоумышления против нас; то что же должны сделать мы сами, решившись иметь правое настроение души? — Без сомнения то, чрез что и мы сами можем оказаться боголюбезными, то есть повиноваться Его хотениям, в точности исполнять угодное Ему, быть близкими к Нему как бы присутствием своих помыслов и говорить вместе с Псалмопевцем: «прильпе душа моя по тебе» (Пс. 62:9).

Толкование на книгу пророка Михея.

Прп. Ефрем Сирин

Людие Мои помяните убо, что совеща на вы Валак. Вспомните, как Валак, царь моавитский, умышлял погубить вас, подвергнув проклятиям прорицателя Валаама, но умысл языческих народов не имел успеха. Я обратил его в ничто, а тебе благодетельствовал от предела моавитского до Галгал, т.е. до врат в землю обетованную. И что ему отвеща Валаам сын Веоров? - яко позна правду Господню. Что проклену, егоже не кленет Господь? Бог не говорит лжи подобно человеку, и совещавает не как сын человеческий: Той глаголаше, не сотворит ли? И слово его пребывает во век (Числ. 23:8.19). Так отвечал Валаам, яко позна правду Господню, т.е. верность и истинность Господню, познал, что Господь не изменяет того, что определил, не изменяет Своих обетований; обетовал же Он дать сынам Израилевым землю ханаанскую.

Лопухин А.П.

Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни

От Ситтима до Галгал (слав. от Сития до Галгал): называя имена двух местностей Палестины, пророк желает кратко напомнить время завоевания Ханаана. Долина Ситтим служила последним станом евреев на восточной стороне Иордана (Чис XXII:1; XXV:1); у Галгал был первый стан евреев по переходе через Иордан; здесь находилась во все время завоевания Ханаана скиния (Чис XXXIII:49; Haв II:5, 10; X:43; XIV:6). Евр. слово schittim есть название дерева акации, от обилия какового получила свое имя и долина.

LXX вместо собств. имени schittim перевели нарицат. apo twn scoinwn (scoinoV - тростник, трость), но в слав. переведено с еврейского - «от Сития».