Толкования на Нав. 6:6

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним

Для чего Он повелел им взять оружие, когда они должны были приступить к Иерихону? Кажется, было бы удивительнее, если бы они сделали это без оружия. Вообще, когда в таких случаях Он повелевал делать что-нибудь человеческое и брать в помощь что-нибудь чувственное, то это делал по сни­схождению к их немощи. Что могло сделать их вооружение для разрушения стены? Что – звук труб? Если бы им пред­стояло нападение на людей, то можно было бы придавать неко­торое значение и оружию; но когда надлежало разрушить стену, то для чего они облекаются в оружие? Также при Гедеоне взя­тые на войну были таковы же, как и не взятые, потому что они все были на виду (Суд.7). Для чего же это делается? Для того, чтобы привести к вере тех, которым даются такие повеления. Душу, прилепившуюся к телу, никогда не видавшую ничего бестелесного и погрязшую в чувственности, надлежало возводить к невидимому посред­ством видимого. Потому и пророкам в беседе о Боге нужно было упоминать человеческие члены, не потому, чтобы они пред­ставляли нетленное Существо под видом этих членов, но чтобы душу, преданную чувственности, посредством человече­ского научить предметам вышечеловеческим. Так как бо­жественная деятельность есть нечто мыслимое, то, дабы тогдаш­ние люди не остались в неверии, Бог присовокупляет и нечто чувственное. Если бы Он сказал им: в семь дней город разрушится, между тем как вы будете оставаться в покое и ничего не делать, то, может быть, многие не поверили бы; те­перь же Он прилагает эти повеления, как бы некоторую опору для ума человеческого. А чтобы вы не подумали, будто сказанное есть только догадка, я хочу рассказать вам одно древнее событие, доказывающее справедливость слов моих. Был некто Нееман Сириянин. Этот человек, подвергшись проказе и стыдясь такой болезни, как бы находясь в вели­чайшей опасности, отправляется в Палестину, – будем кратко рассказывать, – желая получить исцеление болезни от пророка (Елисея). Прибыв туда и став у дверей этого мужа, он звал к себе целителя; тот, хотя выслушал его, но не вышел, а послал к нему повеление – омыться в реке Иордане. Так как повеление было легкое, заключало в себе много чувствен­ного и не требовало глубокого размышления, то Нееман не по­верил, но что сказал? «Вот, я думал, сказал он, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу» (4Цар.5:11). Видишь ли, как душа его нуждалась в каком-нибудь чувственном знаке? Думать, что повеления це­лителя недостаточно, а нужна еще рука его, это – следствие не­мощи исцеляемого. Здесь мы находим разрешение и на многое другое. Потому и Христос не всегда исцелял словом, но и рукою; Он возлагал руку на уста и на язык, и таким образом исцелял приходящих, хотя иногда одним сло­вом, а иногда хотением совершал все. Почему же Он делал это? По немощи приходящих. А чтобы ты был уве­рен, что это делалось по их немощи, Он хвалил тех, которые не имели нужды в таких действиях. «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8:10), сказал Он, когда сотник не приглашал Его идти в дом свой и говорил, что достаточно одного Его повеления. По­тому и для Езекии ничего такого не было сделано, а дано одно только предсказание и ничего человеческого не прибав­лено (4Цар.19:7). Но ревновавшему жену свою было назна­чаемо некоторое чувственное действие (Чис.5). Если ты хочешь принимать это в переносном смысле, – потому что «все это, говорит апостол, происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11), – то представь превосходных учителей Церкви, употребляющих слово вместо трубы и разрушающих стены противников, и народы вооруженные всеоружием Иисусовым. А седмиричное число дней предуказывает нам разрушение (покоя) субботы, потому что прежде не были предписаны такие заповеди закона. Поэтому о жертвах Бог говорит: «когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои» (Ис.1:12)? Еще: «священные мяса не помогут тебе, когда, делая зло, ты радуешься» (Иер.11:15)? Еще: «приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев» (Ам.5:25)? Еще: «для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны» (Иер.6:20)? Еще: «жертвы и приношения Ты не восхотел» (Пс.39:7). Еще: «неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа» (1Цар.15:22)? Еще: «если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы» (Пс.50:18). И еще: «послушание лучше жертвы» (1Цар.15:22). Также отвергая праздники, Бог говорит: «ненавижу, отвергаю праздники ваши…, удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (Ам.5:21, 23). Еще: «новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Ис.1:14). И еще: «таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою» (Ис.58:5). И Иезекииль говорит: «и попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы» (Иез.20:25).

Беседы на псалмы. На псалом 43.

Лопухин А.П.

И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним

(еврейск. 7). Слова (им, чтобы они сказали) внесены из славянской Библии (…им …повелите), следующей греческому переводу αὐτοῖς… παραγγείλατε. Этому соответствует в еврейском тексте, как пишется: ваийомеру — «и сказали», а читается: ваийомер — «и сказал». Из этих чтений наиболее сообразным представляется последнее, по которому сам Иисус Навин передал повеление народу, основанием для чего служит то, что в 9 ст. и по еврейскому тексту и по греко-славянскому переводу сам Иисус дал народу повеление и сказал.

См. также Толкование на Нав. 6:5