Толкования на Нав. 24:15

Прп. Исаак Сирин

Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу

Человек, пока в нерадении, боится часа смертного, а когда приблизится к Богу, боится сретения Суда; когда же всецело поступит в предняя, тогда любовию поглощается тот и другой страх. Почему же это? Потому что когда остается кто в ведении и житии телесном, ужасается он смерти; когда же бывает в ведении духовном и в житии добром, тогда ум его всякий час занят памятованием будущего Суда, так как право стоит он по самому естеству, движется в душевном чине, занимается своим ведением и житием и благоустроен для того, чтобы приближаться к Богу. Но когда достигнет оного ведения истины, по возбуждении в нем ощущения таин Божиих и по утверждении надежды будущего, тогда любовию поглощается и оный телесный человек, подобно животному боящийся заклания, и человек разумный, боящийся Суда Божия; соделавшийся же сыном украшается любовию, а не устрашающим вразумляется жезлом. Аз же и дом отца моего служити будем Господеви.

Слово 38.

Ориген

Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу

Что Иисус сказал народу, утвердив его на Святой земле, то Писание могло бы сказать ныне и нам. Слово таково: Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и праведности (Ис. Нав 24:14) и нам, склоняющимся к идолослужению, оно скажет следующее: Отвергните богов чужих, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу (Ис. Нав 24:14).

Итак, вначале, когда вам следовало проходить оглашение, вам справедливо было бы сказано: Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне; кому служить, богам ли отцов ваших, бывших за рекою, или богам амореев, в земле которых живете. И сказал бы вам оглашающий: А я и дом мой будем служить Господу, ибо Он свят. Ныне же нет повода говорить вам это, ибо вы сказали тогда: Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь Бог наш есть Бог, который вывел нас и отцов наших из земли Египетской, и хранил нас на всем пути, по которому мы шли (Ис. Нав 24:16-17), но и оглашающим вас в древности договорами о благочестии вы ответили: И мы будем служить Господу, ибо Он - Бог наш (Ис.Нав 24:18).

Итак, если преступивший договоры с людьми - вне перемирия и чужд спасения, то что сказать о тех, кто своим отречением расторг договоры, заключенные с Богом, и вернулся к сатане, от которого крещаемые отреклись? На это следует ответить словами, сказанными Илием своим сыновьям: Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем; если же согрешит против Господа, то кто помолится о Нем (1 Цар 2:25)?

Поощрение к мученичеству.

Лопухин А.П.

Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу.

Так как очищение народного служения Господу от языческих суеверий не могло быть достигнуто внешними мерами, то поэтому Иисус Навин для достижения этой цели обращается к народной совести, предлагая ей решить вопрос о том, кому народ хочет служить, Господу ли или другим богам, причем самой постановкой вопроса устраняется мысль о соединимости того и другого служения. Делая народу это предложение, израильский вождь поступает также, как и Моисей (Втор XXX:15, 19) и впоследствии Самуил (1 Цар VII:3). Свое влияние на народное решение он ограничивает действием только своего примера а я и дом мой будем служить Господу. Слова (ибо Он свят) читаются только в списках перевода 70-ти, по еврейскому тексту они произнесены Иисусом Навином далее, в 23-м ст.

Толковая Библия.