Толкования на Ос. 1:5

Свт. Кирилл Александрийский

и будет в той день, сокрушу лук Израилев во удоле Иезраелеве

См. Толкование на Ос. 1:4

Блж. Иероним Стридонский

И в тот день Я сокрушу лук Израилев в долине Иезраель

Таким же образом LХХ. Когда Я отмщу за кровь Иезраеля на доме Ииуевом и истреблю, чрез победу ассириян, царство Израилево, то в тот день и в то время сокрушу всю силу войска Израильского в долине Иезраель. Выше мы сказали, что Иезраель, который теперь находится близ Максимианополя, был главным городом царства Самарийского: невдалеке от него находились обширнейшие равнины и громадная долина, простирающаяся более, чем на десять тысяч шагов. Когда на ней произошло сражение, то был убит ассирианами Израиль, то есть десять колен, называющийся Ефремом по Иеровоаму, который происходил из колена Ефремова и который первый произвел разделение в народе Иногда по имени Иосифа, который был отцом Ефрема, они называются Иосифом, а иногда Самариею, которая была также другою столицею десяти колен и впоследствии Августом Цезарем была названа Августою, то есть Ζεβαστή (Севастиею), в которой были погребены кости Иоанна Крестителя. Таким образом после отделения двух от десяти волен прежнее название Израиля осталось за десятью коленами, потому что за Иеровоамом последовала наибольшая часть народа. А по Иудину колену, царствовавшему в Иерусалиме, другие два колена названы Иудою. Этим объясняется и истинность прообраза. Ибо как за кровь Навуфея, пролитую в Иезраели, был истреблен дом Ахавов во исполнение пророчества Илии, так за кровь истинного Иезраеля, то есть семени Божия, было разрушено царство иудейское. У всех пророков, а в особенности у Осии, десять колен относятся к еретикам, составляющим весьма большую массу, а два колена, называющиеся Иудою и находившиеся под царскою властью племени Давидова, олицетворяют Церковь. Таким образом лук еретиков, о которых написано: сынове Ефремли, паляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани (Псал. 77, 9), будут сокрушены в долине семени Божия, о котором они имели низкое и земное представление.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

и будет в тот день, Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель

И будет в тот день, т. е. в день наказания дома Израилева. Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. Лук - образ военной силы (ср. Быт XLIX:24; 2 Цар I:4; Иep XLIX:35). Пророк, таким образом, говорит о предшествующем падению царства поражении Израильского войска на войне, в битве на долине Изреельской. В повествовании о завоевании десятиколенного царства ассириянами не говорится о битве на Изреельской равнине. Но ввиду того, что равнина эта с одной стороны была ключом к обладанию всей страной, а с другой представляла надежные средства для сопротивления, вполне естественно, что именно на Изреельской равнине израильтяне в последний раз пытались остановить наступление ассириян.