Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки возвратишася в день брани
Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки. Именем одного колена Ефремова означил весь народ Израильский, отделившийся от Иуды; потому что Ефремляне поставили юниц и отступили от служения по Закону. А коснувшись лукавства отцов, подробно описывает всю их злобу, обилие благ дарованных им от Бога, неверность их Богу и постигшую их за это гибель, чтобы вразумленные тем оставили они лукавую свою ревность. Говорит же, что сыны Ефремовы, то есть весь Израиль, наученные вести брань с лукавыми демонами, и подобно луку на это уготованные, в самое время брани изменили, отрекшись от Владыки и Бога, и преклонившись к Варавве, то есть к сатане.
Толкование на псалмы.
Ст. 9-10 Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки возвратишася в день брани: не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити
По имени сильнейшего колена пророк назвал весь народ израильский, отделившийся от народа иудейского, потому что Ефрем первенствовал среди десяти колен, бывших под властью Иеровоама. Точно также называют народ израильский и другие пророки, напр. Осия, когда говорит: «что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда?» (Ос.6:4). Иудой он называет два колена, над которыми царствовал дом Иудов, а Ефремом – другие десять, потому что над ними царскую власть получило колено Ефремово. Эти (десять колен) и суть «натягивающее лук и стреляющие…», потому что последние служили у них орудием богослужения. Однако они обратились в бегство, именно в день брани духовной, показав тыл враждебным демонам. Что же заставило их обратиться в бегство и показать тыл врагам? То, что они не сохранили завета с Богом и не ходили в законе Его. Когда же это случилось с ними? Когда они поклонились двум вылитым тельцам.
Беседа на псалом 77.
Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани
Особенно же колено Ефремово обвиняет в том, что Ефремляне более всех служили идолам. Сие показывают нам и история Судей и третия книга Царств. Ибо Ефремляне поставили юниц, и девять колен отвлекли от служения по закону, а таким образом сделались виновниками отступничества. Сие наипаче провидя, благодать Духа обвиняет Ефремлян в грехе еще несоделанном, предлагая им приличный совет, и хотя знает, что не приимут увещания, однакоже предлагает, что могло бы послужить в пользу. Но, показав силу Ефремлян и их искуство стрелять из лука, обличает и их боязливость; потому что «возвратишася в день брани». Высоко думая о своей опытности в военном деле, когда открылась война, они обратились в бегство.
Сынове Ефремли наляцающе (напрягающе лук) и стреляюще луки; возвратишася (назад) в день брани
Колено Ефрема, сына Иосифа, было более других способно воевать луками и воинственно; почему, без сомнения чрез сие было знаменито, и пользовалось уважением за то, что первое приняло кивот в пределы своей земли, а равно и скинию свидетельства, устроенную Моисеем; потому что Силом, где был кивот и скиния, был участок, и место колена Ефремова. Итак сие то, говорит, славное в бранях колено было побеждено за идолопоклонство свое. Или можно понимать и иначе, что посредством колена Ефремова, которое тогда было первое, Давид указывает и на другие колена, которые преданы врагам за свое идолопоклонство, как повествует книга Судей. Посему Давид говорит, что сыны Ефрема, стреляюще из луков и поражающе стрелами, возвратились, то есть, устрашившись, в тыл и бежали с поля брани, быв, по словам Феодора, побеждены. А Феодорит и Евсевий говорят, что в сих словах пророчество об идолопоклонстве, в которое пало в последствии колено Ефремово: ибо, когда десять колен отделились от царства Ровоама, сына Соломонова и пошли в Самарию; то колено Ефремово, как первенствовавшее в числе десяти, убедило прочие колена поставить идолов — златые юницы в Самарии, и отступить от истинного Бога; почему и было предано наравне, с прочими врагами, как повествует третья книга Царств и другие пророки в том обвиняют колено Ефремово, как сделавшееся причиною идолопоклонства народа.
Посему Осия сказал: Сообщник идолов Ефрем (Ос. 4,17); также: умножил Ефрем жертвенник (там же 8,11); и Иеремия: и отвергну вас от лица Моего, как отвергнул Я братьев ваших (отвергну) — все семя Ефремово (Иep. 7,15).
Ст. 9-11 Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки возвратишася в день брани: не сохраниша завета Божия, и в законе его не восхотеша ходити. И забыша благодеяния его и чудеса его, яже показа им
Пример вышереченнаго неверия предлагает в сынах Ефремовых. А понеже люди, преданныя порокам, не слушают полезнаго учения и не раскаиваются, то от казней, нанесенных Богом, доказывает, что дети Ефремовы были отвержены. И знак Божия гнева полагает в том, что они, будучи на брани, обратилися в бегство, хотя впрочем были люди военные и храбрые, и, как Пророк ясно изображает, искусные в стрелянии из луков. Бегство всякому воину срамно, а еще срамнее такому, который, будучи вооружен стрелами, может издали поражать врагов, а сам безопасен быть от поражения их. Откуду еще яснее открывается гнев Бога, Который не токмо лишил Ефремлян помощи Своея, но и привел сердца их в робость. Впрочем, о какой брани упоминается здесь, неизвестно, разве может быть о той, которая повествуется в первой книге Паралип. (1Пар. 7:20). Потом присовокупляет причину, чего ради сынове Ефремли так наказаны были, говоря: не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити. Хотя же грех сей общий был и другим, как сказано выше, но Пророк с намерением привел пример мщения Божия в колене Ефремовом. Ибо как оно, превосходя других и многолюдством, и силами и богатством, чрезмерно усилилось, и развратом своим заразило весь почти народ: сего ради Пророк хотел предостеречь простейших людей, дабы блеском и славою сынов Ефремовых не ослеплялись. Итак, не в маловажном некоем грехе обличает их, но укоряет за презрение всего закона, и за нарушение завета. И хотя оба имени берет в одном разуме, но завет полагает в первом месте, дабы показать, что он не токмо о правиле добраго жительства глаголет, но и о всецелом Богослужении, и о вере, и о призывании Бога, и о благочестии, коего основанием было усыновление. Нарицает убо сынов Ефремлих нарушителями завета, понеже не сохранили тех условий, на которых завет оный приняли. Прилично присовокупляет после и закон, в котором изображен был оный завет. Великость греха еще увеличивает глаголом не восхотеша, которым означает, что они не по невежеству некоему, ниже по заблуждению согрешили, быв увлечены слепым стремлением безразсудных страстей, но злоумышленно и добровольно нарушили священный Божий завет. Таковая злость поистинне была чудовищная. Она свойственна одним только Израильтянам: ибо нельзя статься, чтоб сатана очаровал их так, чтоб отступить от Бога, Которому толико были обязаны, ежели бы сами не забыли толикаго множества чудес, которыя столько же сильны были удержать их под игом повиновения и страха Божия, сколько и самыя оковы. А дабы не оставить им никакого предлога ко извинению или облегчению греха, описывает оныя чудеса такими словами, которыя показывают, что образ творения их был не обыкновенный, ниже такой, чтоб могли они забыть их. Но Израильтяне пребеззаконно закрыли свои глаза, дабы не видеть в них Божия славы.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки возвратишася в день брани
Пока израильтяне находились под гегемонией Ефрема, следовательно, в период судей, они, к сожалению, не были верующим, преданным Богу родом; хвастаясь столько пред другими народами своим откровением, они оказались трусами в отражении ханаанского нечестия, вероломно нарушали завет, и собственно потому, что легкомысленно забыли благодеяния и великие дела Божии. Сынове Ефремли стоят вместо всего израильского народа, м.б., потому, что Ефрем во весь период Судей давал тон, и от него, господствующего колена, выходило наибольше побуждений к идолопоклонству.
По другим, Ефремляне стоят не вместо всего народа, но как колено в начале для того упоминаются, чтобы приготовить прагматически к рассказываемому далее отвержению Силома и Ефрема; а в последнее время стали весь стих считать вставкою. Во всяком случае, как видно из 57 ст., этот стих нужно объяснять образно и давать такой смысл: в делах религии, верного сохранения завета, израильтяне (ефремляне) в период судей похожи были на трусливых стрелков, которые хвастаются своею силою (наляцающе и стреляющее), но в решительную минуту обратились в бегство. Когда пришлось противостоять обольщению ханаанского язычества (день брани), тогда Израиль, так хваставшийся пред язычниками своим законом (смелый стрелок!), оказался трусом, чтобы оказать противодействие.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Ст. 9-11 Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки возвратишася в день брани: не сохраниша завета Божия, и в законе его не восхотеша ходити. И забыша благодеяния его и чудеса его, яже показа им
Сыны Ефремовы не сохранили Завета Божия, забыли его многочисленные чудеса при выходе и после выхода из Египта
К таким поучительным фактам относится поведение ефремлян, отрекавшихся от Бога, несмотря на все многочисленные чудеса, совершенные Им. Это отрицание, однако, как видно из фактов обращения того же Ефрема к Богу в минуты бедствий, было не теоретическим, сознательным отвержением истин Богооткровенного закона, а недостатком живой и деятельной веры, было - практическим неверием.
Ст. 9–10 Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки возвратишася в день брани: не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити
Сынове Ефремли значит: «потомки Ефрема», или – что то же – «колено Ефремово». Ефрем был одним из двух сынов Иосифа, которых патриарх Иаков (отец его) пред своею смертию усыновил, и, благословляя их вместе с своими сыновьями, предрек Ефрему, преимущественно пред прочими сыновьями, многочисленное потомство (Быт. 48:19, 49:26). А Моисей, человек Божий, благословил потомков Иосифа (от Ефрема и Манассии) вожделенными дарами неба и земли и особенною крепостью сил, которою они будут преимуществовать над другими (Втор. 33:1, 13, 16), и колено Ефремово получило тогда право первенства над прочими коленами израильского народа (1 Пар. 5:1). К тому же, это колено в течение всего периода правления Судей отличалось богатством и знатностью, славилось силою своего оружия и потому пользовалось особым почетом в народе израильском и занимало первенствующую роль среди других колен сего народа. И вот теперь этих самых Ефремлян, которые притом отличались воинским искусством, пророк обличает в том, что они лишились помощи Божией и принуждены были, вместо ожидаемой победы над врагом, обратиться от него в постыдное бегство. В какой именно брани потерпели поражение сыны Ефрема, сказать трудно, но, принимая во внимание сказанное пророком в стихах 60-61 (и след.) сего псалма, нужно думать, что он говорит здесь о том поражении израильтян филистимлянами, когда сам царь Саул и его сыновья были убиты, – когда ковчег Завета, перенесенный из скинии Силомской (в колене Ефремовом), взят был в плен, а войско израильское, среди которого ефремляне (сынове Ефремли) занимали первенствующее положение, обратилось к бегство (1 Цар. 4:10–11). Сыны Ефрема, говорит пророк, вооруженные стрелами, – эти искусные стрелки, натягивающие (наляцающе) лук и стреляющие, обратились назад в день брани, побежали со стыдом с поля битвы. А произошло это оттого, что они не сохранили завета Божия и не захотели поступать по заповедям Его; за это Господь Бог лишил их Своей помощи. Хотя в грехе нарушения завета Божия и заповедей Его повинны были все колена израильского народа, но пророк не без намерения указал на колено Ефремово, как такое, которое превосходило других и многолюдством, и силами, и богатством, а потому своим отступлением от завета Господня и нечестием производило развращающее влияние на другие колена. Тяжесть греха и виновность их увеличивается еще тем, что не по недоразумению какому-либо или неведению они так поступили, а своевольно и злоумышленно не пожелали (не восхотеша, с еврейского – «отреклись») пребывать верными завету Господню и исполнять заповеди Его.
Объяснение священной книги псалмов.