Толкования на Ос. 2:3

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 3-5 Положу ю яко пустыню, и учиню ю яко землю безводну, и убию оную жаждею. И чад ея не помилую, яко чада блужения суть. Яко соблуди мати их, посрамися родившая их

Говорит, что соблудившая будет неплодною, сухою и производящею терния, терпящею жажду, безводною, лишенною вод конечно не земных, но тука свыше небесного, то есть, даров Духа, которое Он подает каждой мудрой и доброй душе. Так и блаженный Давид воспевает Богу и говорит: сынове человечестии в крове крилу твоею надеятися имут. Упиются от тука дому твоего, и потоком сладости твоея напоиши я. Яко у тебе источник живота (Псал. 35, 8-10). Законные чада, проводившие добродетельную жизнь и ничего не ставившие выше любви к Богу, удостаиваются святых и обильных даров; блудница же, говорит, сделается безводною и умрет в жажде. Эго, думаю, означает и сказанное о ней устами других пророков. Так один сказал: се дние грядут, глаголет Господь: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды: но глад слышания слова Господня, и от восток до запад обтекут, ищуше словесе Господня, и не обрящут (Амос. 8, 11-12). Опять и Иеремия говорит как бы от лица Божия: немощию и язвою накажешися Иерусалиме, да не отступит душа моя от тебе, да не сотворю тя непроходну землю необитанну (Иер. 6, 8), ибо Бог, как я сказал, Духом Своим внушает каждому из нас мысли, могущие воспитать в жизнь вечную, или часто утучняет нас устами святых. Вместе с блудной матерью, говорит, должны без милосердия погибнуть и дети. По какой причине? Яко чада блужения суть. Мы не говорим того, что дитя виновно во грехах своей матери, ибо нам вспоминается сказанное негде устами Иезекииля: не умрут отцы за чад и ни чада за отцов: каждый во своем грехе умрет (Иезек. 18, 20). Напротив, надобно знать, что хотя и приводится лице прелюбодейкой матери, как образ синагоги, но тем не менее таковы же и те, которые происходили от нее. Говоря же: яко чада блужения суть, он ясно показал, что они оказались виновными в духовном любодеянии и были нечестивцами в этом отношении как бы от самых пеленок и со дня рождения своего, никогда не думали о делах благочестия, совершенно пренебрегали добродетелью и не любили ходить угодною Богу стезею. Так и Псалмопевец говорит: отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу (Псал. 57, 4), тогда как всякий благочестивый и воспитанный в делах благочестия может громко вопиять Богу: к тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матери моея, Бог мой еси ты (Псал. 21, 11). Как под сынами света и сынами дня по справедливости можно разуметь тех, которые как бы во свете и дне проводят жизнь светлую и благообразную; так и в том случае, когда некоторые называются чадами блужения, разумей тех, которые как бы преданы блуду и ведут очень постыдную жизнь и которых Он не удостаивает помилования, яко соблуди мати их, посрамися родившая их. Посрамила же очевидно себя саму и рожденных ею детей. Ибо как праведник находится в славе за свою добродетель, так и всякий нечестивый пребывает в стыде и посрамлении.

См. Толкование на Ос. 2:2

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Да не совлеку ю нагу, отняв у нее мужей славных, священников и царей.

Блж. Иероним Стридонский

дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою

См. Толкования на Ос. 2:2

Лопухин А.П.

дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою

У изменившей жены супруг может отнять все подарки и как бы раздеть ее донага. Подобным образом Иегова лишит неверный народ всех своих даров. Израиль снова дойдет до такого печального положения, в котором он находился в день рождения, - т. е. накануне своей политической самостоятельности, во время пребывания в Египте (блаж. Феодорит) и при исходе из Египта; уподобится пустыне и сухой земле т. е. будет лишен необходимой пищи. Пророк, без сомнения, имеет в виду времена плена.