Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу
Очуждишася грешницы от ложесн. Показывает, что они совершенно не имели никакой причины ожидать себе спасения. Ибо чрез пророка Исаию говорил Бог иудеям: ведех, яко отвергая отринеши, и беззаконник еще от чрева прозовешися (Ис. 48,8), под чревом разумея святое крещение.
Толкование на псалмы.
Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу
Уразумеешь же сказанное, исследовав, какие это первоначальные «ложесна» человеческого состава, и какое это чрево, носившее в себе человечество. Не иное что думаю, означается сим, как Божье человеколюбие и Божья благость, по которой мы сотворены и родились. Ибо «сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт. 1:26), сказал «Создавый на едине сердца их» (Пс. 32:15), и еще говорит: «сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» (Ис. 1:2). И в святом Писании можно прочесть тысячи подобных мест, из которых познается, какое чрево образовало нас, и какая матерь произвела на свет рождением.
Сие-то имея в виду, негодующий на погибель отступников, Пророк сетует; ибо подлинно плач – это изречение, которым выражает он скорбь свою о грешниках: как «отчуждишася грешницы от ложесне? как заблудиша от чрева», ложь предпочтя истине?
См. также Толкование на Пс. 57:2
О надписании псалмов.
Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу
Вот каковы люди от самого чрева матернего. Они отчуждаются от Бога, от веры и добродетели от ложесн матерних: как рано!
Дневник. Том I. 1856.
Очуждишася грешнщы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу
Издавна отступив от истины, возлюбили вы ложь. Пророк присовокупил: «от ложесн, от чрева», потому что Бог и до создания знал дела их. Так и Иеремии сказал: «прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя» (Иер.1:5); и фараону: «на истое сие воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою» (Рим.9:17). Но не предведение Божие, как фараона соделало злым, так Иеремию святым; напротив того Господь, как Бог, предузнал только, каковы они будут.
Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу
Отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева
Давид сими словами выставляет на позор нераскаянных грешников, кратко показывая, кто они, и какая кончина и погибель постигнет их: поелику, говорит, таковые неисправимые грешники, еще будучи носимы во чреве матери своей, отлучены от Бога по предвидению Его, как говорит Феодорит; то посему и на будущее время признаны отлученными: за свою нераскаянность.
Григорий Нисский: Ложеснами и чревом почитает благость Божию, создавшую и породившую нас. Устроившее нас чрево и произведшие нас чрез рождение на свет ложесна суть, говорит, благость Божия, от которой злые отчуждены. Итак, взирая на сие, жалующейся на погибель отступников рыдает; ибо очевидно, что слова, которыми, оплакивает грешников, означают плач о том, что они отчуждились от ложесн и заблудились от чрева, предпочитая ложь истине. Другие, ложеснами почитают Божественную купель, в которой рождаются по образу Божию. Посему таких то, которые по чрезмерному нечестью, падши в недуг, подобно Симону, как только получили дар, уклонились на сторону зла, сие псалмопение оплакивает, что они сделались чуждыми Бога, когда надлежало им называться близкими к Нему. Другой говорит (быть может Нисский), что выражение: отчуждились грешники от ложесн и заблудились от чрева, есть одно и то же, что: отринуты; сделавшись, говорит, несовершенными по природе и поврежденными злом еще в утробе, они отвержены и отпали от мысленных оных ложесн, то есть, от благости Божией. Слова Феодорита: Присовокупил: от ложесн и от чрева, потому что Бог знал дела их прежде создания их. Так Он говорить и к Иеремии: прежде нежели создал Я тебя во чреве, Я знаю тебя, и прежде нежели ты вышел из ложесн, Я освятил тебя. И к Фараону: на сиe то Я и поставил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою. Но предвидение Божие ни Фараона не сделало злым, ни Иеремию святым, напротив, как Бог, Он только знал, что имело быть.
Глаголаша лжу
Того, что, говорит здесь, вышесказанные неисправимые грешники не делали от чрева матери, то есть, чтобы говорили лжи; потому что сие невозможно по природе, но говорили лжи тогда, когда уже пришли в возраст.
Сими словами увеличивает злобу врагов, показывая, что они не ныне только начали грешить, но и родилися на злобу. Известно, что многие бывают от природы добрыми, и хотя падают во грех, но или по легкомыслию, или по слабости, или по иным случаям. Напротив того, Пророк глаголет, что враги его упоены были злобою от самой утробы матерней, и что вероломство и лютость родилися вместе с ними. Ибо хотя и все мы раждаемся порочными, хотя грех Адамов всем потомкам его природен, так что ничего добраго сами по себе и помыслить не можем: однако ведаем, что большая часть людей, будучи удерживаемы страхом Божиим, не на всякое злодеяние стремятся. Итак, хотя тление первороднаго греха на весь человеческий род распространилось, однако опыт показывает, что есть некоторые люди честные и благонравные, другие посредственно только растленные, но иные совершенно развращенные и нестерпимые. Сию‐то необузданную и несносную злость, которая при всеобщем растлении людей всякаго омерзения достойна, оплакивая, Давид жалуется, что она во врагах его царствует, и что он с чудовищами паче, нежели с людьми имеет дело.
Сими словами увеличивает злобу врагов, показывая, что они не ныне только начали грешить, но и родилися на злобу. Известно, что многие бывают от природы добрыми, и хотя падают во грех, но или по легкомыслию, или по слабости, или по иным случаям. Напротив того, Пророк глаголет, что враги его упоены были злобою от самой утробы матерней, и что вероломство и лютость родилися вместе с ними. Ибо хотя и все мы раждаемся порочными, хотя грех Адамов всем потомкам его природен, так что ничего добраго сами по себе и помыслить не можем: однако ведаем, что большая часть людей, будучи удерживаемы страхом Божиим, не на всякое злодеяние стремятся. Итак, хотя тление первороднаго греха на весь человеческий род распространилось, однако опыт показывает, что есть некоторые люди честные и благонравные, другие посредственно только растленные, но иные совершенно развращенные и нестерпимые. Сию‐то необузданную и несносную злость, которая при всеобщем растлении людей всякаго омерзения достойна, оплакивая, Давид жалуется, что она во врагах его царствует, и что он с чудовищами паче, нежели с людьми имеет дело.
Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу
Принесши жалобу на грубое безстыдство Сауловых единомысленников, теперь сам наступает на них, исчисляя беззакония их, и глаголя, что они и сердцем злоумышляют неправду, и руками в действо производят оную. Впрочем же не глаголет, неправду руки ваши делают, но неправду руки ваша сплетают. Причина сего преноснаго выражения есть та, что люди оные угнетали Давида под благовидным предлогом справедливости, так как бы был он человек вероломный, враг царю, и возмутитель общаго покоя. Слово: на земли – означает то же, что – явно: ибо Пророк без сомнения жалуется здесь на необузданную вольность врагов своих, которые не тайно, ниже в темном некоем углу насилие свое производили в действо.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу
Псалмопевец описывает нераскаянное состояние грешников. Чтобы объяснить сие нераскаянное состояние, он касается первородного греха. Отчуждишася, говорит он, от ложесн, заблудиша от чрева, то есть в самом зачатии человек получает такие начала, которые удаляют его от правды. А от первородного греха Давид восходит к самому коренному началу всех грехов и к самой первой вине их, то есть к змию искусителю, и потому нераскаянность грешников объясняет подобием змей, которые затыкают уши от обавателей. Путешественники пишут, что и ныне еще, на востоке, употребляют обаяние для того, чтобы усыпить змея и, вынув яд из его челюсти, уловить его; а когда это не удается, то говорят, что змей заткнул свои уши. Посему слова: ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои: иже не услышит гласа обивающих, обаваем обивается от премудра, ст. 5, 6, будут иметь такой смысл: как первый змий, соблазнивший человека, остается нераскаянным в своем грехе, так и они до того ожесточились в своих беззакониях и жестоких намерениях, что походят на ехидну, или аспида, которые, чтобы не слышать обаяния, затыкают уши свои и тем сохраняют яд свой. Ибо, действительно, есть знающие люди, которые употребляют известные составы для того, чтобы привести в усыпление змея. Так Бог пошлет мудрых и книжников для того, чтобы умиротворить и смягчить сердца сих грешников, но они заткнут уши свои, так и сбылось при смерти св. первомученика Стефана (Деян. 7:57), и останутся в своей ярости и непокорной жестокости.
Бог сокрушит зубы их во устех их… С сих пор начинается утешение к праведным. Пророк говорит, что Бог сокрушит зубы нечестивых, что они уничтожатся, как протекшая вода, что растают, как воск. Может быть, сими тремя подобиями пророк хочет показать, во-первых, то, что они оставят свои враждебные чувства; во-вторых, что вместо гордости сделаются смиренны; в-третьих, что приобретут мягкосердие, подобное растаявшему воску. С сих пор пророк опять обращается к нечестивым и грозит им потреблением. Пророк сравнивает их с терновым кустом; значение сего сравнения само собою очевидно. Он говорит, обращаясь к ним: как терние производит колючие иглы, так вы готовите злые намерения в жестоких сердцах ваших для того, чтобы уязвить праведного; но терние еще не успеет развернуться - в самом начале жизни своей будет попалено огнем гнева Божия, то есть вы еще не успеете привести в исполнение жестокого вашего намерения, как Господь пошлет огнь суда Своего. В предыдущем стихе пророк выразил тоже другими словами: паде огнь на них, и не видеша солнца.
Теперь опять обращается к праведным и говорит: возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника. Он умыет свои руки в крови грешника - не то значит, чтобы праведник участвовал в смерти грешника, но то, что он будет совершенно невинен в их погибели или сохранит свои руки в чистоте и невинности: умыю в неповинных руце мои; или еще: кровь, пролитая грешниками, не взыщется с праведных, как, напротив, кровь праведных взыскуется от руки грешников. Спаситель сказал иудеям: яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля до крове Захарии сына Варахиина, его же убисте между церковию и алтарем (Мф. 23:35). И сами они желали, чтобы кровь Спасителя была на них и на чадах их.
NB. Рамна - значит колючая игла терния.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Ст. 4–6 Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра
Описывая нераскаянное состояние грешников, псалмопевец указывает причину такого состояния в первородном грехе. Очуждишася, говорит он, от ложесн, заблудиша от чрева, т.е. в самом зачатии человек получает такие начала, которые удаляют его от правды. А от первородного греха восходит он потом к самому коренному началу всех грехов и к самой первой вине их, т.е. к змию искусителю, и потому нераскаянность грешников объясняет подобием змий, которые затыкают уши от обавателей. Обаватель (от слова «баить», употребительного и ныне в некоторых местностях простым русским народом в значении «говорить», а от него – «обаивать, обаять» – то же, что «заговаривать, заклинать») значит «заговаривающий», в простонародье – «знахарь, колдун», действующий посредством заговоров, обаяний, заклинаний, нашептываний. Путешественники в своих мемуарах замечают, что и ныне на востоке употребляют «обаяние» для того, чтобы усыпить змия и, вынув яд из его челюсти, уловить его, а когда это не удается, то говорят, что змей «заткнул свои уши».
Поэтому слова: ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра – будут иметь такой смысл: как первый змий, соблазнивший человека, остается нераскаянным во своем грехе, так и они, враги Давида, до того ожесточились в своих беззакониях и жестоких намерениях, что походят на ехидну, или аспида, которые, чтобы не слышать обаяния, затыкают уши свои и тем сохраняют яд свой. На аспида (так называется водящийся в Египте ядовитый змей) обаяния, или заклинания, не производят никакого влияния – он остается глух к ним, как бы затыкает уши свои и противится всем средствам премудраго, или знахаря. Таковы, говорит Давид, мои враги – они злы, ядовиты, как аспиды, глухи ко всем внушениям истины и добра. «Они затыкают уши, – говорит блж. Феодорит, – подобно аспиду, который делает это от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями и не уступить действию состава, приготовленного так называемым мудрецом. Давид все сделал, чтобы убедить Саула прекратить вражду, однако же не убедил, а потому прилично уподобил его аспиду, который не по природе глух, но затыкает уши и не допускает до себя обаятельных слов» [6, с. 265]. Так и Господь Бог посылал и «посылает пророков и премудрых, и книжников» new:mf:23:34|(Мф. 23:34), для того чтобы умиротворить и смягчить сердца ожесточенных грешников, но они затыкают уши свои, как это и сбылось при кончине св. первомученика Стефана (Деян. 7:57), и остаются в своей ярости и ожесточенной нераскаянности.
Объяснение священной книги псалмов.