Толкования на Ос. 2:8

Свт. Кирилл Александрийский

Но та не уразуме, яко аз дах ей пшеницу и вино и масло, и сребро умножих ей: сия же сребряны и златы сотвори Ваалу

Что она не захочет уже, говорит, ходить во след своих любовников, в этом никто пусть не сомневается; ибо совершить эго он и притом весьма легко, заграждая ей дорогу и преграждая стези ее и ни в каком отношении не давая ей успеха. Поелику же она не только думала, что существует Бог Ваал, но и принесла ему благодарственные жертвы за те блага, которые дарованы ей Мною, то и за это Я поступлю с нею по справедливости, так что она узнает, Кто есть Дающий и Имеющий власть над всем. Я дал все, необходимое для жизни: и пшеницу и вино и масло, и сребро умножих ей. Но вместо того, чтоб благодарить Меня за мои благодеяния, она воздала славу Ваалу, что служит ясным доказательством как крайней бесчувственности, так и неблагодарности ее. И это есть достаточное основание справедливого гнева Божия, хотя мы и признаем в Боге источник и начало всякого милосердия.

Итак весьма преступно и достойно наказания стремление приписывать величие даров Божиих тем, которые унижают Его славу, то есть, нечистым демонам. А это и делают некоторые в мире, каковы, например. Эллины и еретики. Первые отдают славе демонов силу красноречия, тогда как Бог дает человеку и премудрость и дар слова. А богоненавистные и нечестивые полчища еретиков изобретением лукавых мыслей увлекают некоторых и извращают ум простых людей и сети поставиша еже погубити мужи, по написанному (Иерем. 5, 26). Итак те и другие почтили Ваала. Во славу его они приносят из духовного богатства, как самый лучший дар, то, что принадлежит Богу. Это именно, думаю, и означают, понимаемые в духовном смысле, следующие слова: аз дал ей пшеницу, и вино, и масло, н сребро умножих ей: сия же сребряны и златы сотвори Ваалу. Итак должно посвящать Богу то, что Ему принадлежит; ибо Подателя и Виновника всякого блага подобает позлащать (прославлять) тем, что мы имеем от Него, будет ли это превосходный дар слова, или ум способный уразумевать истинные таинства.

Толкование на пророка Осию.

Блж. Иероним Стридонский

А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала

Отвечает на предшествующее, ибо она говорила: пойду за любовниками моими, дающими мне хлеб, и воду мою, шерсть, и лен и елей и питье мое, – все то, что она получила для обращения на служение Богу. Но она хлеб, который укрепляет, и вино, веселящее сердце человека (Псал. 103), и елей, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир (Иоанн. гл. 1). и серебро, о котором мы часто говорили: Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищенно седмирицею (Псал. 11, 7), и золото, о котором мы читаем: аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене и междорамия ее в блещании злата (Псал. 67, 14), обращает на идолов и сделала Ваала, означающего высший и терзание (dеvоrаtiо), потому что она или считает себя обладающею более высоким учением, нежели Церковь, или терзается сознанием ложности [своих] мнений. Что же касается буквального смысла, то Иерусалим в обилии обладал золотом, серебром и всякими богатствами и делал истуканы Ваалу, демону Сидонскому или, как некоторые правильные полагают, вавилонскому, вследствие чего он называется также Бэлом. Это подробно излагает Иезевииль в своей книге, и весь сонм пророков говорит об этом.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Ориген

Ст. 8-9 А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала. За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее

Когда нечистый дух… придя, находит [дом] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф 12:43-45). Обратим внимание на эти слова: как мы можем из-за малой небрежности уступить место нечистому духу? Ибо нечистый дух обитал в нас, прежде чем мы уверовали, прежде чем мы пришли ко Христу, когда наша душа, как я сказал выше, все еще изменяла Богу и была со своими любовниками - демонами.

Но после она сказала: возвращусь к первому мужу моему (Ос 2:7), и пришла ко Христу, Который ее в начале по образу Своему сотворил (Быт 1:27). Дух прелюбодейства по необходимости уступил, когда увидел праведного мужа. Итак, мы приняли Христа, и дом наш выметен от прежних грехов и убран убранством таинств веры, которые познали посвященные. Но этот дом не заслужит всегда иметь Христа обитателем, если образ жизни и устройства его не будут столь святы, чисты и непорочны, что он сподобится именоваться храмом Божиим.

Гомилии на Исход.

Лопухин А.П.

А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала

Сделали [истукана] Ваала, евр. asu labbaal: гл. asah с предлогом означает делать что-нибудь (Ис XLIV:17) и употреблять для чего-нибудь (2 Пар ХХIV:7). В ст. 8 лучше понимать гл. asah в последнем значении. Таким образом, пророк обличает Израиля за то, что серебро и золото, полученное от Иеговы, он употреблял на поддержку культа Ваалов. Под именем Ваала пророк разумеет всех идолов, включая и золотых тельцов, которые в 3 Цар XIV:9 ставятся наряду с идолами.