Толкования на Ос. 3:4

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 4-5 Зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлением: и посем обратятся сынове Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида царя своего, и почудятся о Господе и о благостех его в последния дни

Наконец в приведенных словах содержится ясное и не пререкаемое объяснение взятия (пророком) любодейцы и ее пребывания дома в продолжение многих дней, пока был с нею пророк. Так написано об этом, но это дело было образом того, что имело некогда совершиться с любодейной синагогой иудейской. Когда Господь наш Иисус Христос добровольно претерпел крест для спасения всех, при неистовом восстании на Него Израильтян, тогда после опустошения их страны они рассеялись во все стороны. Доселе они не могут исполнять требуемого законом, потому что храм Иерусалимский сожжен, жертвенник разрушен, жертва уничтожена и жрецы остаются без дела и не видно явлений. И как нет первосвященника, облеченного по закону в подобающие сану одежды, то как можно было видеть явления? А за чем были установлены явления, хотя любознательный быть может уже и знает, но не бесполезно кратко напомнить об этом. Когда Бог всяческих установил все, относящееся к украшению первосвященника; тогда сказал священному Моисею: да сотвориши слово судное, дело пестрящего, пяди долгота, и пяди широта; да будет четыреугольно (Исх. 28, 15-16). Потом повелел, чтоб в эту художественную ткань искусно вотканы были драгоценные камни с именами двенадцати колен. Между ними были два, которые носили имена: явление и истина (-30). Потом это слово судное свешивалось с нарамника на золотых цепочках и держалось на груди Первосвященника. Эти явление и истина были образом Еммануила; ибо вся, яже слыша от Отца, сказа нам (Иоан. 15, 15) и открыл волю Родившего Его и ясно показал путь опасения. А что Он есть истина, кто может усомниться в этом после того, как Он Сам ясно сказал: Аз есмь истина. Поэтому-то оно (слово судное) и висело на самом сердце первосвященника. Этот образ как бы вопиял и ясно провозглашал, что священный род будет иметь в уме и сердце Спасителя и Искупителя всех, Истину и Явление; или что священникам совершенно необходимо всегда помнить о Христе и чрез Духа всегда иметь Его обитающим в себе. Жилищем же для Него служит чистый ум и очищенное сердце.

Итак сядут дни многи сынове Исраилевы, говорит, не сущу царю, ни князю, то есть, без царя и без охранителя; потому что уже не будет царей из колена Иудина и не будут председательствовать по закону князи, то есть священники; не будет, говорит, и жертвенника или жертвы, а также жречества и явлений.

Впрочем не навсегда останется в таком состоянии и не всецело будет отвергнут Израиль. Некогда он будет призван и обратится чрез веру, и познает Бога всяческих и с Ним Давида, то есть, от семени Давидова, по плоти, рожденного Христа, царя и Господа всяческих. Тогда-то и изумятся величию щедрот Его и безмерной благодати любви Его; ибо они примут участие в надежде, уготованной святым, и вместе с сонмами уверовавших будут пастись на доброй пажити и на тучном месте. Временем столь славной для них и достойной удивления милости будет конец мира и последние дни века и во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима

См. Толкование на Ос. 3:3

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4–5 Ибо много дней сыны Израилевы будут сидеть без царя, и без князя, и без жертвы, и без жертвенника, и без ефода и без терафимов. И после того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут трепетать пред Господом и пред благостию Его в последние дни

Вместо ефода и терафимов LXХ перевели ίεπατείαν, то есть священство, и δήλους, то есть явления. Но нужно знать, что ефод, как мы часто говорили, означает одеяние священническое, которое в книгах Исход и Левит у LХХ называется ἐπωμὶς, то есть нарамник (superhumerale), а у Акилы ἐπένδυμα, то есть верхняя одежда. Терафимами же собственно называют μορφώ, то есть образы и изображения, которые мы в настоящем месте можем назвать херувимами и серафимами или другими какими-либо украшениями, которые повелено было сделать в храме. Но так как LХХ перевели δήλου_Σ, вместо чего Акила перевел φωτισμοὺς, и они находятся на наперснике (rationali), то мы это так понимаем, что в груди и сердце первосвященника должны быть ἀλήθεια и φωτισμοὶ, то есть истина и учение, чтобы он не только знал правую веру, но и мог устами исповедовать то, что он знает. Об этом пишет апостол Павел к Титу, уча, какой епископ должен быть поставляем: подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю: не дерзу, не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну, по страннолюбиву, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну, держащемуся верного словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противящияся обличати (Тит. 1, 79). Также и в книге Судей (гл. 17 и 18) мы читаем о ефоде и серафимах, которые сделал себе Левит, отправившийся после того с шестью стами вооруженных [людей] из колена Данова. После страдания Господа Спасителя до настоящего дня исполнилось без немногого 400 лет, и сколько времени остается до дня суда, этого не знают ни ангелы, ни Сын, а не знают, говорит Он, потому, что нам беcполезно знать это. Таким образом несчастная синагога и прелюбодействующая женщина в продолжение многих дней питается ячменем и сидит печальная, потому что не может стоять со Христом. Без царя, о котором сказал Отец: Аз восставих с правдою царя (Исаии 45, 13), и Он же говорит в псалме: Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его (Псал. 2, 6). Без князя, – или без Самого Господа Спасителя или, может быть, без первосвященника, о котором написано: князю людей твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28). И без жертвы, и без жертвенника. Ибо по разрушении храма и по сожжении иерусалима иудейский народ не может иметь ни жертвы, ни священства. И без ефода, и без терафимов, то есть без принадлежностей священнического облачения. Об этом царе Иаков при благословении патриарха Иуды говорит: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему, и той чаяние языков (Быт. 44 10). Такимь образом, когда оскудел князь от Иуды и вождь от чресл его, и власть получил иноплеменник и прозелит Ирод, то мы понимаем, что пришел Тот, для Кого отложено царство, и что Он был чаянием народов. Таково ослепление, постигшее часть Израиля, что войдет полное число язычников и тогда весь Израиль спасется (Римл: гл. 11), и после долгого времени они возвратятся и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, который родился от племени Давидова и означает сильный рукою. Ибо Он освободил народ Свой из плена и дал свободу узникам. И когда сыны Израиля увидят того, от Кого отреклись братья Его, царствующим в величии Отца и в Своем, то они будут трепетать и изумляться о Господе и о благости Его. Он благой Сын и родился от благого Отца или для благ Господа, о которых святой говорит: верую видети благая Господня на земли живых (Псал. 26, 13), ибо та, на которой мы, грешники, живем, есть земля мертвых. Настоящий отдел одни из иудеев объясняют в отношении к вавилонскому плену, когда храм в течение семидесяти лет был в запустении и не было жертвенника, и жертв и священства, после чего они под предводительством Заровавеля возвратились на прежние места. Другие, как и мы, относят к будущему времени; но что касается причины столь великого гнева, что в течение столь долгого времени они были оставленными, тем более, что они не служили идолам, то они не могут выйти другой, кроме умерщвления Спасителя.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Ориген

Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима

Итак, я задаю вопрос: в какой день манна начала даваться с небес? - и хочу сравнить наш день воскресный с субботой иудеев. Ибо из Священного Писания ясно, что манна в первый раз была ниспослана на землю в воскресение. Ибо, если, как говорит Писание, манна собиралась шесть дней подряд, а на седьмой же день, то есть в субботу, ее перестали собирать, то, без сомнения, началось это в первый день, то есть в воскресение. Так что, если из божественного Писания ясно, что в воскресение Бог ниспосылал манну на землю, а в субботу не ниспосылал, да поймут иудеи, что уже тогда наше воскресение было предпочтено субботе иудейской, уже тогда был дан знак, что в субботу их не будет снисходить на них благодать Бога, и хлеб небесный, то есть Слово Божье, не дастся им. Ибо и в другом месте пророк говорит: Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без священника. В наше же воскресение Господь всегда будет посылать нам манну с небес.

Гомилии на Исход.


Таким образом, исполнились слова пророчества: Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. Этими свидетельствами мы пользуемся против тех, которые, по-видимому, соглашаются относительно слов Иакова в Бытии, что они сказаны об Иуде, но говорят, что князь от Иуды еще пребывает, - именно тот, который служит начальником их народа и которого они называют патриархом, и что не может быть недостатка в потомках его до пришествия того Христа, какого они сами себе рисуют в воображении. Но если верно слово пророка о том, что Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима, - то, конечно, вполне несомненно, что с тех пор, как разрушен храм, с тех пор, как не приносятся жертвы, не существует жертвенник и нет священства, князь от Иуды, как написано, оскудел, оскудел и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель и Ему покорятся народы. Итак, ясно, что Тот, Кому определено и в Ком чаяние народов, уже пришел. Исполнение этого ясно видно из множества людей, которые из разных народов уверовали в Бога через Христа.

О началах.

Лопухин А.П.

Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима

В ст. 4-м дается объяснение символического действия пророка. Подобно Гомери, Израиль в плену лишится гражданского управления и служения Иегове. В то же время он с отвращением оставит идолов. Без жертвенника. Евр. mazzebah от nazab ставить, - означает собст. столб, статую, памятник из камней. Такие столбы употреблялись у язычников в честь Ваала (Исх ХXIII 24; 4 Цар III:2), а у Евреев посвящались Иегове (Быт ХХVIII:18, 22; XXXV:14). Законом Моисея mazzeboth, ввиду употребления их у хананеев, были запрещены (Исх ХХIII:24; XXXIV:18; Лев XXVI:1; Втор VII:5 и др. ). Но тем не менее они были широко распространены как в Израильском народе, так и в Иудейском Царстве (3 Цар XIV:23; 4 Цар XVII:10, 18, 4 и др. ). Ефода и терафима слав. «ни жречеству, ниже явлением»: ефод - первосвященническая верхняя одежда, на которую надевался наперстник с уримом и тумимом; терафимы - человекоподобные истуканы, изображавшие домашних богов. Терафимы считались богами-оракулами, в которым обращался народ за предсказанием будущего (Иез ХXI:26; Зах Х:2; ср. Суд XVII). LXX евр. терафимы поняли, как указание на урим и туммим и потому перевели сл. dhxoi, слав. «явления».