Аз возставих его со правдою царя, и вси путие его правы: сей созиждет град Мой и пленение людий Моих возвратит, не по мзде, ни по даром, рече Господь Саваоф
«Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его». Мне кажется, что Он обозначает всю природу вместе с творениями. Говоря же о Своем попечении, Он только называет еврейский народ того времени. «Я воздвиг его в правде»: здесь говорится или о Зоровавеле, или о царе Кире. «Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары»; другие говорят: «не по изменам и не по дарам». Чтобы ты сознавал, что это повеление происходит от Бога, Он говорит: «говорит Господь Саваоф». Когда говорит Господь, должно веровать, потому что это Господь. Другие же говорят, что это сказано о Христе; ничто не препятствует принять и это. «Он построит город Мой», т.е. Церковь. Восставит «в правде»: Он утвердил Церковь таким образом, чтобы она показывала свою власть не во множестве служителей и не в законах, писанных чернилами, и не во внешних делах; но каким же образом? «В правде», так как нет ничего подобного правде. Потому тех, которые подчиняются Его власти, Он удерживает не силою, но их желанием. Он не сотворил никакого зла, не принес никому вреда. «Уровняю все пути его», чтобы никто не обвинял Его в данных законах. «И отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары». Т.е.: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди» (Мф.10:9).
Толкование на пророка Исаию.
Аз возставих его со правдою царя, и вси путие его правы: сей созиждет град Мой и пленение людий Моих возвратит, не по мзде, ни по даром, рече Господь Саваоф
Быть может некоторые стали бы утверждать, что это сказано о Кире сыне Камбиза, так как он отпустил Израиля и освободил его от уз пленения, а также и основал храм в Иерусалиме. Но рассмотрение последующего должно сосредоточивать силу мыслей скорее не на нем, а на Спасителе всех нас Христе, Который восставлен с правдою. Ибо Он воссиял нам, будучи Бог Господь, так как Бог и Отец благоволил возглавити всяческая в Нем, яже на небесех и яже на земли (Еф. 1:10). Итак Он восстал с правдою не усвоенною и выученною (от другого), но Сам будучи самым делом и правдою. Написано же о Нем и в другом месте: се бо Царь праведный воцарится, и князи со судом владети начнут (Ис. 32:1).
Всегда было царем всяческих единородное Слово Бога, вместе с Богом и Отцом, и имело под ногами у Себя всю тварь видимую и невидимую: а если живущий на земле человек отложился от царства Его и пренебрег скипетром Его, потому именно, что подпал власти диавольской и опутан был сетями греха, то опять подчинил его Своему игу Посредник и Податель всякой правды; ибо вси путие Его правы. Путями же Христа мы называем Божественные и евангельские откровения, коими шествуя ко всякой добродетели и украшая главы свои славою благочестия, мы достигаем почести вышнего звания. Путие по истине правы, потому что нет в них ничего стропотнаго (кривого) и развращеннаго, но они как бы прямы и удобопроходимы, как написано, что путь благочестивых прав бысть, и приуготован путь благочестивых (Ис. 26:7). Трудна некоторым образом стезя закона, идущая чрез многие прообразы и препятствия не преодолимые; стезя же, идущая чрез евангельские откровения, легка и совершенно не имеет никаких неровностей или трудностей. Таким-то образом правы пути Христа, и Он построил святой град, то есть, Церковь, в которой и Сам пребывает, так как Он обитает в святых, и мы соделались храмами Бога живого, имея в себе самих Христа чрез причастие святого Духа.
Итак, Он основал Церковь, Сам будучи основанием ее, на котором и мы созидаемся яко камение великолепные и многоценные в храм святой, в жилище Божие Духом (1 Пет. 2:5; Еф. 2:22). И совершенно незыблема Церковь, имеющая Христа своим основанием и непоколебимою подпорою: ибо се полагаю, говорит, основанием Сиона камень избран, краеуголен, честен: и веруяй в онь, не постыдится (1 Пет. 2:6). Так Сам Он, основав Церковь, возвратил и пленение людей своих; потому что нас, живущих на земле, стесняемых под властью сатаны и греха, Он спас и изъял и подчинил своему игу. Впрочем, не по мзде, ни по даром, как и ученик Его сказал: не истленным сребром или златом мы искуплены от суетного нашего жития отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа (1 Пет. 1:18, 19). Он дал за нас свою кровь, и мы не принадлежим себе самим, но купившему и спасшему нас. По сей-то причине и со всею справедливостью, преступающие благородное правило правой веры обвиняются устами святых, как отрицающие искупившего их Владыку.
Толкование на пророка Исаию.
Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф
См. Толкование на Ис. 45:9
Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф
Я воздвиг его в правде…. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп, и не за дары… Речь снова возвращается к Киру, и пророчество о нем заканчивается тем же самым пунктом (отпуск пленных и восстановление Иерусалима), с которого оно и началось (Ис. 44:26). Но здесь добавлена и одна новая подробность - полная бескорыстность действий Кира, блестяще, как известно, оправдавшаяся исторически, когда Кир не только ничего не взял с отпущенных им иудеев, но еще сам щедро одарил их (1 Езд. 1:8).
«Я воздвиг его в правде» - это или синоним выражения «муж правды» (Ис. 41:2), или же указание на него, как на исполнителя «праведных судов Божиих». Заканчивая речь о Кире, мы не можем удержаться от соблазна привести отрывок из одного клинописного текста, прочитанного на знаменитом цилиндре Кира и имеющего, по-видимому, довольно близкую аналогию с началом 45-й главы. В нем мы читаем следующее: «Мардук искал справедливого царя; он взял за руку человека по своему сердцу; он назвал его по его имени Киром, царем Ансана; во всемирном царстве он назвал его имя…» Ученый, который специально комментировал эту надпись и сличал ее с библейским пророчеством, не нашел оснований говорить о заимствовании каким-либо автором у другого; но высказал только предположение, что пророк Исаия был знаком со стилем вавилонских придворных летописцев (Kittel - Condamin Le livre d'Isaie, 273 р.). Мы же с одинаковым правом можем сделать и обратное предположение, что вавилонские хронографы были осведомлены о предсказании пророка Исаии и в своих записях имитировали его. Вероятно, они же довели его и до сведения самого Кира.
Толковая Библия.