Толкования на Ос. 4:15

Свт. Кирилл Александрийский

Ты же, Израилю, не не разумевай, и Иудо: не входите в Галгалу и не восходите в Дом Онов, и не кленитеся Господем живым

Я много раз уже говорил, что десять колен, находящихся в Самарии, речи пророков называют Израилем, Иудою же и Вениамином — два колена, находящиеся в Иерусалиме, разумею Иудино и Вениаминово. Итак, в настоящем случае речь касается обоих и обличает недуг того и другого народа. Смотри, как порицает Израиля за то, что он совершенно неразумен, малосмыслен, а потому и сделался отступником. Всего естественнее вину неразумия усматривать в приверженности к идолослужению и в удалении от любви к Богу. «Не неразумевай» означает здесь: не будь глуп, не будь исполнен доходящего до крайности неразумия. Затем упрекает и жителей Иерусалима, т. е. Иуду, как лицемеров и нечестивых гордецов, за то, что они шатаются туда и сюда, или лучше храмлют «на обе плесне», по слову пророка (3 Цар. 18:21); ибо они хотя и показывали вид, что имеют усердие и любовь к богопочтению, и совершали узаконенные жертвы, однако же нисколько не переставали ревностно служить и самим демонам, — правда, не совсем явно, но тайно и скрытно. Посему то повелено было блаженному пророку Иезекиилю раскопать стену, после чего он увидел всех идолов дома Израилева начертанными на стенах, и Бог всяческих сказал ему: «видел ли еси сыне человеч, яже старцы дому Израилева творят зде, кийждо их на ложи тайнем своем: зане реша: не видит Господ, оставил Господь землю» (Иез. 8:7-12). Видел пророк, как он говорит, «и жены седящыя плачущеся о Фаммузе», то есть об Адонисе — на языке Эллинов. Заметь же, как они, хотя и пеклись о божественном храме и обнаруживали расположение к законному служению, но в тоже время тайно участвовали в служении отвратительном, демонском, богоненавистном. Итак, говорит, ты, Израиль, во всех отношениях преступный, «не неразумевай», то есть отвергнись невежества, оставь столь безрассудное и низкое верование, усвой разумение закона и пророков, или — Христово и евангельское.«И Иудо не входит в Галгалу, и не восходите в дом неправды, и не кленитеся Господем живым», потому что неразумно к клясться Богом, иметь на устах Господа живого и предпочитать служение идолам и поклонение бездушным телицам (одну Иеровоам поставил в Вефиле, другую в Дане). Таким образом не позволяет с одной стороны лицемерить в благочестии к Богу призыванием имени Господа, с другой увлекаться бессмысленным лжеслужением, восходя в Галгал и в «дом неправды». «Домом неправды» называет Вефиль. По какой причине? — Вефиль толкуется: «дом Божий», но он стал домом идола, при чем некоторым образом нанесено оскорбление и предмету, и даже названию, потому что, как я сказал, дом Божий стал домом идольским. Посему и сказал (Бог) в одном месте устами пророка Иеремии о народе Израильском: «почто возлюбленная в дому Моем сотвори мерзость» (Иер. 11:15)? Со всею справедливостью Бог всяческих сказал бы также потомкам Иуды и Вениамина: «приближаются Мне людие сии усты своими», «сердце же их далече отстоит от Мене» (Ис. 29:13).

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Ты же, Исраилю, не делай виновным Иуду. Пророк говорит о Факее, который соединился с Раассоном, чтобы идти войною на Ахаза. И не входите в Галгалу, на погибель. И не восходите в Бефавен, волхвовать там. В Бефавене было идольское капище, куда ходили вопрошать прорицателей.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 15–16 Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда; и не ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен, и не клянитесь: «жив Господь!» Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище

Вместо дома ὢν в некоторых списках и главным образом у Федотиона читается дом неправды, что́ Акила и Симмах перевели дом ἀνωφελοῦς, то есть бесполезный, который ни к чему негоден и который иначе называется идолом. Это именно Вефиль, который прежде назывался домом Божиим: но после того, как в нем были поставлены тельцы, он стал называться Бефавен, то есть дом бесполезный и дом идола, что́ мы выразили соответственно еврейскому чтению. Мне кажется, что потому и народ израильский в пустыне сделал себе голову тельца, которой он покланялся, и Иеровоам, сын Наватов, сделал золотых тельцов, что они хотели удержать в своем суеверии то, чему научились в Египте, [именно], что Апись и Мневис (᾿Απιν еt Μνεῦιν), которым покланялись под образом быков, суть боги. Скажем о смысле этого отдела. Если ты, Израиль, навсегда прельщен заблуждением и соединялся с блудницами, так что всякий, кто исполнял волю свою или царя, принося и давая ему дары, делался жрецом высот; то по крайней меры ты, Иуда, обладающий Иерусалимом, имеющий законных левитов и совершающий богослужение во храме, не должен следовать в блудодействе примерам бывшей некогда твоею сестрою Оолле и вместе с нею служить идолам. Не ходи в Галгалу, о которой у этого же самого пророка мы читаем: вся злобы их в Галгалех (Осии 9, 15), в которой Саул был помазан в царя и в которой народ, вышедший из пустыни, поставив в первый раз стан, был очищен чрез второе обрезание (Иис. Н. гл. 4). После того в этом знаменитом месте укоренилось заблуждение противной религии. И не восходи в Бефавен, то есть в [город], который некогда назывался Вефилем, потому что после того, как там были поставлены золотые тельцы Иеровоамом, сыном Наватовым, он называется не домом Божиим, но домом идола. Удивительно для меня, что LХХ вместо этого перевели дом ὢν. Разве то только предположить, что по обычной ошибке они среднюю букву иод, окруженную с той и другой стороны буквами алеф и нун, сочли за вав, отличающийся [от иод] лишь по величине. И не клянись: жив Господь. Ибо Я не хочу, чтобы Мое имя упоминалось вашими устами, оскверненными чрез напоминание об идолах. Ибо, подобно упрямой и сбрасывающей ярмо телице, Израиль, то есть десять колен, уклонился от служения Господу. Вместо упрямой телицы LХХ перевели παροιστρῶσαν, ужаленная оводом или слепнем (оestro аsilоque), которого в просторечии называют tаbаnum.

Так как Израиль неистовствовал и, пораженный духом блуда, безумствовал с неимоверною яростию, то не по истечении долгого времени, но во время моего пророческого служения, когда дух управляет моими членами, будет пасти их Господь, как агнца, на пространном месте. Взяв метафору от упрямой телицы или овода, пророк удерживает ее и далее, так что пленение в Ассирию и рассеяние народа израильского по обширной стране мидийской он уподобляет пасению стада и агнцев на обширном поле и на пространной земле. Это легко объясняется в отношении в еретикам, к которым или о которых говорится: если ты, еретик, блудодействуешь, то ты, который принадлежишь к Церкви, не греши и не ходи в Галгалу, в сборища еретиков, где грехи всех открываются и где они валяются подобно свиньям в грязи. Не думай восходить к гордым и высокомерным измышлениям лжеучений. Ибо там не дом Божий, но дом идола. И не клянись именем Христа, величие которого ты осквернил, смешивая с идолами. Ибо, подобно телице, ужаленной оводом, поражены еретики раскаленными стрелами диавола и оставили знание закона. Поэтому они будут пастись на обширном и пространном пути, ведущем к смерти, и долготерпение Господа и благого Пастыря будет питать их для погибели.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда; и не ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен, и не клянитесь: «жив Господь!»

Увещание Иуде и предстоящая погибель Израиля

Пророк увещает Иуду - (Иудейское царство) не принимать участия в идолослужении и разврате израильтян. Не ходите в Галгал. Галгалами (колесо, круг) первоначально назывались особые памятники, которые состояли из группы поставленных кругом больших камней. Впоследствии слово стало наименованием местностей, которые были ознаменованы названными несколько таких местностей (Нав IV:19; XII:23; Втор XI:30). По мнению большинства толкователей, у пророка Осии в рассматриваемом стихе имеется в виду Галгала, находящаяся между Иорданом и Иерихоном на месте холма Джельджуль. Эта Галгала была полна священных воспоминаний: здесь поставлен был И. Навином памятник чудесного перехода через Иордан (Нав IV:1), стояла временно скиния (Нав VI), совершено обрезание народа и отпразднована первая Пасха в Ханаанской земле (Нав V:3, 10); здесь творил суд Самуил (1 Цар VII:16; Х:8, 11, 15). Естественно, что эта Галгала и сделана была местом служения тельцам. Не восходите в Беф-авен, слав. в дом Онов. Под Беф-авеном пророк разумеет Вефиль (ср. Ам IV:4; V:5), другое место служения тельцам. Этот город, славный своими историческими воспоминаниями (Быт XII:8; XIII:3; XXVIII:11-19; XXXI:13; Суд ХХ:18, 26-27; 1 Цар VII:16; 4 Цар II:3) некогда служивший, как показывает и его название, домом Божиим, со времени учреждена в нем Иеронимом I культа тельцов, стал домом идолов beitu aven. Последним названием, выражающим существо города пророк и заменяет его главное историческое имя. Евр. beith aven у LXX передано ton oϊkon wn, сл. : в дом Онов. Перевод LXX возник из предположений иных, чем у мазоретов гласных под словом аvn, которое LXX читали как wn. Возможно, что LXX желали также указать на аналогио Вефиля с Египетским Оном или Гелиополисом, где, как и в Вефиле, почитали священного быка (Мневиса). - Увещая жителей Иудейского царства не приобщаться к служению тельцам, пророк запрещает им и клятву именем Иеговы, так как при склонности к идолослужению, такая клятва являлась бы только лицемерием и пустосвятством.