Толкования на Ос. 5:14

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 14-15 Зане Аз есмь яко панфирь Ефремови и яко лев дому Иудину: и Аз восхищу, и пойду, и возму, и не будет изымаяй: пойду и возвращуся на место Свое, дондеже погибнут, и взыщут лица Моего

Ясно указывает причину, по которой защитники Ефрема не принесли ему никакой пользы, и почему у него не прекратятся терзания:«Аз есмь, - говорит,- яко панфирь Ефремови, и яко лев дому Иудину». Ясно, что, если Бог оставит, то спасти не кому, ибо «руку его высокую кто отвратит?», как написано (Ис.14:27)? А что при постигших их несчастиях они лишены были всякого снисхождения, на что прикровенно указывает, уподобляя гнев Свой самым страшным и сильным зверям. Именно: барс, если на кого бросится, то несется очень быстро и так легко действует ногами, что, почти нельзя заметить следов и каких либо знаков на земле; а лев ужасно, оглушительно и громоподобно рыкает на горах, что может навести трепет на тех, кто слышит, ибо «лев возревет, - сказано,- и кто не убоится(Ам. 3:8)? Он нападает с неодолимою силою и бросается с неудержимою стремительностью; если что захватит, то это уже погибло, и никто не может у него отнять добычу. А что барс — зверь быстрый и как бы улетает, схватив то, что попадется, лев же не сокрушим, бесстрашен и неудержим, это сам доказывает, прибавляя: «и Аз восхищу, и пойду, и возму, и не будет изымаяй». Это соответствует силе львов, а «восхищу и пойду» указывает на панфиря, который, как я сказал, действует подобным образом. А что Господь отступит от оскорбивших, прекратит почти всякое вспомоществование и лишит благоволения, это поясняет словами: «пойду, и возвращуся на место свое, дондеже погибнут». Божество совершенно неограниченно местом, и если говорится, что Оно пребывает с кем, то это в том случае, когда оно дарует ому свое благоволение; если же говорится, что его нет при грешниках, это значит, что оно отвращается от них и прекращает свое долготерпение. Конечно, это говорится о Боге по-человечески, а мыслить нужно о Нем так, как Ему приличествует.

«И взыщут лица Моею, егда озлоблени будут». Снова научает, что не напрасно иногда Богом насылаются бедствия на тех, которые имеют неукротимую наклонность к постыдному и привычку беспрестанно грешить, но напротив — для их пользы и в виде лекарства. В самом деле: презрители божественного милосердия, не ведая, что великое долготерпение призывают их к покаянию, никогда не избегнут проявлений гнева (Рим.2:3-4); когда же их сломит жестокость бедствия, они узнают полезное, и кому не принесло никакой пользы человеколюбие, тех приводит к познанию полезного уничижение. Как жестокие болезни телесные, не поддающиеся легким лекарствам, часто побеждаются огнем и железом, — таким же, думаю, образом и по той же причине и недуги, являющиеся в душе человеческой, если не поддаются доброму слову или не побеждаются здравым размышлением, то уступают труду, наказаниям и жестоким бедствиям. Итак когда озлоблены будут, тогда, и то едва, говорит, «взыщут лица Моего». У неразумных людей, когда блага находятся в их власти, не бывает ясного сознания о том, что им доставляет благодушие; когда же случится потерять столь желанное, тогда-то в особенности и тем сильнее стремимся к нему своими желаниями, при этом получаем и чувство сильного отвращения к тому, что нас печалит. Посему-то, когда озлоблены будут, тогда «взыщут лица Моего».

Это изречение, думается, с удобством прилагается и к таинству Христа и весьма хорошо изъясняет искупление чрез Него и обращение к Богу, ибо под взыскуемым лицом Божиим можно разуметь, и со всей справедливостью, самого Сына, Который есть образ, сияние и выражение ипостаси Отца (Евр. 1:3). Итак, истинное лице Бога и Отца есть Сын, потому что в Нем познается (Отец), и видевший Его видел Отца (Ин. 14:9). Так называет Его и богоглаголивый певец, восклицая к Богу всяческих и говоря: «лице Твое просвети на раба Твоего» (Пс.118:135). И еще, как бы от лица уверовавших и Духом приявших уже на себя образ Сына (говорит): «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс. 4:7), ибо, как говорит пророк, «лица нашего Христос Господь» (Плч. 4:20).

Толкование на пророка Осию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 14–15 Ибо Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет. Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего

Так как они ходили к Ассуру и посылали к царю мстителю или карателю, который не мог исцелить их и освободить от уз, которые связывали их; то Я покажу, что тщетна всякая помощь человеческая, если Меня имеют противником; ибо Я как львица для Ефрема и как львичищ для дома Иудина. Вместо львицы, которая по-еврейски называется sohel, LХХ перевели пантера, которая одинаково называется в греческом и латинском языке и под которою можно понимать как имя [одного] зверя, так всякого зверя, так что мы можем признать, что в гневе Божием обнаружится вся та беспощадность, которая свойственна зверям. Нет ничего быстрее пантеры и сильнее льва: пантера означает быстрое разрушение царства самарийского чрез ассириян, а лев указывает на непобедимую силу, которую халдейское царство, спустя несколько времени, обнаружит по отношению к Иерусалиму и Иуде. Назвав Себя львицею пли пантерою и львом. Он удерживает метафору и в следующих словах.

Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет. Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего

Спрашивается: так как никто не может исторгнуть из рук Бога, когда Он берет, уносит и удерживает у Себя согласно с написанным: никтоже может восхитити от руки Отца Моего (Иоанн. 10, 29); то каким образом Иуда был исторгнут из руки Божией чрез предательство? На это вкратце ответим, что никто не может похитить из руки Божией: но по собственной воле может освободиться от руки Божией тот, кто удерживается ею. В следующих затем словах: пойду и возвращусь в Мое место под местом Божиим мы должны понимать славу и величие Его, так что Он не будет более сходить [на землю] для служения, не будет гневаться, миловать, забывать, делаться как бы пантерою, обращаться в льва, превращаться в зверей; но будет не обращать внимания на дела человеческие и дозволять тем, коих прежде Он охранял, подпадать под власть врагов, чтобы они дошли до истощения, до изнеможения и погибели и после того взыскали Господа и сказали: просвети лице Твое испасемся (Псал. 79, 4), и: яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам (Псал. 84, 8).

Также по отношению к еретикам и небрежным членам Церкви Бог обращается в пантеру и льва и отнимет у них добычу, взятую ими прежде у Церкви, чтобы, сделавшись пленниками, спаслись те, которые погибали, когда были свободными, и Он не будет пребывать в собраниях нечестивцев, но возвратится в место Свое, о котором говорит: Аз во Отце и Отец во Мне есть (Иоанн. 14, 10), и будет презирать их и оставлять без внимания, доколе они не придут в изнеможение от нечестия и доколе чрез покаяние не взыщут Того, который оставил их. Другие полагают, что место Божие есть небо, куда Бог удалится от обитателей земли, прогневавших Его, п что Он даст погибнуть тем, которые беспредельную благость Божию в ним изменили своими великими грехами в ярость, свойственную зверям.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Ибо Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет

Вместо рус. Как лев (scrachal) в слав. : «яко панфирь». Слово schachal LXX передают различно: lewn (Иов IV:10; С:16; asihV (Пс XC:13), panqhr (Oc V:14; XIII:7). Евр. kephir «скимен» (молодой лев) у LХХ передается и skumnoV, и lewn как в ст. 14.