Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица твоего, Господи
Мнози глаголют: кто явит нам благая? Это слова людей, которые не обращают внимания на Божии распоряжения.
Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Свет миру — Христос; Он научил нас познавать истинные блага, от которых приобретаем мысленное веселие ума и сердца.
Толкование на псалмы.
Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица твоего, Господи
Одна святость, сказано у Давида, действительно достойна удивления, а все прочее, чего домогаются люди, как блага, таково только в предположении; оно само в себе не существует, но в суетном только мнении человеческом представляется имеющим бытие. И чтобы яснее раскрыть учение о сем, говорит Пророк, что многие ограничивают благо вещами видимыми, говоря: то только благо, что может иной показать чувству. «Мнози, – по слову Пророка, – глаголют: кто явит нам благая?». Но кто имеет в виду добродетель, тот презирает это рабское суждение о прекрасном. Во свете видит он прекрасное; обозначает же сим именем Божественное и высокое веселье. А светом называет оный свет воссиявающий от лица Божия, в естество Которого не может проникать чувство. «Знаменася на нас, – сказано, – свет лица Твоего, Господи». Ибо под лицем Божиим, усматриваемым в некиих чертах, кажется мне, Пророк разумеет не иное что, как добродетели; потому что ими отличается образ Божества.
О надписании псалмов.
Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица твоего, Господи
Окончив наставление касательно нравственности, приведши к богопознанию и употребив все меры к пробуждению души заблуждающихся, и особенно из происходившего с ним самим и из промышления о святых доказав попечение о нас Божие, пророк представляет некоторое возражение, предлагаемое людьми более слабыми и грубыми, и говорит: «Многие говорят: «кто покажет нам благо?». Не те немногие, честные и доблестные, которые умеют любомудрствовать, говорят это, а толпа беспорядочная, невежественная, безрассудная. Что же означают слова: «кто покажет нам благо?». Есть люди, которые, или клевеща на промысл Божий, или по любви и привязанности к удовольствию, спокойствию, богатству, славе и власти, говорят так: где блага Божии? Я нахожусь в бедности, болезни, несчастии, терплю крайние бедствия, клеветы, злословия; а другой – в благоденствии, роскоши, власти, славе и богатстве. Одни из них только ищут этих благ, оставляя без внимания блага истинные, т.е. добродетель и любомудрие; а другие, как я выше сказал, клевещут из-за этого на промысл Божий и говорят: где промысл Божий, когда в жизни существует такой беспорядок, когда столь многие терпят недостатки, бедность и крайние бедствия? Где доказательство Божия о нас попечения? Но говорящие таким образом делают тоже самое, как если бы кто-нибудь среди самого ясного и чистого полдня искал увидеть солнца и сомневался в его свете. Это и показывает пророк и, тотчас же предлагая разрешение, говорит: «яви нам свет лица Твоего, Господи». Не сказал: явился, не сказал: воссиял, но: «яви», – выражая, что подобно тому, как начертанное на открытом лице бывает очевидно для всех и ни от кого не может укрыться, и лица, озаренного светом и отражающего лучи, никто не может не узнать, так невозможно, говорит, не узнать и промышления Твоего; как свет назнаменованный, т.е. напечатленный и начертанный на лице, бывает ясен для всех, так и промышление человеколюбия Твоего. Светом он называет здесь покровительство, попечение, содействие, промышление. Сказав это, он далее приводит и доказательство. Какое же? (ст. 8)
Беседы на псалмы. На псалом 4.
Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица твоего, Господи
Псалмопевец говорит: «да знаменуется на нас свет лица Твоего, Господи». Какое же это есть лицо Бога и Отца, коего (лица) свет назнаменован на нас, как, без сомнения, не Единородный Сын Бога, Его неизменно-точный Образ и потому говорящий: «видевый Мене виде Отца» (Ин.14:9)? Назнаменован же Он нам тем, что явил нас сообразными Себе (Рим.8:29) и чрез Духа Своего освещение начертал, как Божественный образ, верующим в Него, дабы и они сами могли бы уже (в переносном смысле) называться по Нему богами и сынами Бога (Пс.81:6; Ин.10:34, и др.). Но если бы какая из тварей была «светом истинным», то каким образом Он мог быть назнаменован нам? Ведь «свет во тьме светит», по неложному слову Духоносца (Ин.1:5), – ибо свет во свете как может быть светлым?
Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.
Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица твоего, Господи
Светлица Божия знаменается на истинно благочестивых людях во время благочестивых занятий их веселием в сердце их. Чудное бывает это веселие. В мире не бывает такого веселия; оно бывает успокоительно, отрадно, восторженно.
Дневник. Том I. 1856.
Ст. 7-8 Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердцы моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася
«Мнози глаголют: кто явит нам благая?» Подразумевает тех, которых назвал тяжкосердыми; потому что негодуют они при встречающихся с ними горестях, не веруют в промышление Божие, и осмеливаются говорить это. «Знаменася на нас свет лица Твоего Господи». «Дал еси веселие в сердце моем». Хотя так разсуждают они и говорят, но мы, прияв озарение Твоего Боговедения и просвещенные лучами Твоего света, даже в самых постигших нас бедствиях имеем достаточное утешение – надежду на Тебя. «От плода пшеницы, вина, и елеа своего умножишася». Снова обвиняет тех, которые говорят: «кто явит нам благая?» Потому что, столькими благами наслаждаясь еще в настоящей жизни, страждут неблагодарностию. Но у Пророка мысль сия прервана: «мнози глаголют: кто явит нам благая? От плода пшеницы, вина, и елеа своего уможишася», то есть, те, которые говорять это, наслаждаются всякаго рода земными плодами. Ибо под сими тремя видами, полезными для человеческаго рода, необходимо разумел он и прочия блага, обличая их неблагопризнательность; потому что, в руках у себя имея Божии дары и обильно наслаждаясь благами от Бога, как бы ни чем не пользуясь, осмеливаются говорить: «кто явит нам благая?» Но я, воспользовавшись Твоим светом и приобретши ведение.
Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица твоего, Господи
Мнози глаголют: кто явит нам благая
Приведя выше (ст. 5) наставление, как мы видели, от собственного своего примера, пророк представляет здесь некоторое возражение, какое могли бы выставить против него люди малодушные. Иные, говорит он, когда подвергаются испытаниям, впадая в уныние, доходят до отчаяния и не веруют, что Господь близок к призывающим Его: у них вырываются восклицания, в роде следующего: «кто будет помощником нашим»? На что они как бы сами же себе отвечают, что «никто». Это признак крайней степени отчаяния. Или быть может здесь идет речь также и о плотоугодниках, которые, полагая все свое благо в праздности и плотских удовольствиях, только это одно и преследуют в жизни и весьма не долюбливают несчастий, ниспосылаемых на нас Божественным Промыслом. В таком случае слова: кто явит нам благая? должны быть поняты как выражение самого страстного стремления души к плотским наслаждениям.
Знаменася (оказался) на нас свет лица Твоего Господи
Другие, когда постигают их бедствия, приходят в отчаяние; что же касается меня, то я, говорит пророк, не поступаю так, ибо на мне явлено знамение Твоего Божественного посещения, под которым должно разуметь именно свет веры, как средство разгоняющее мрак отчаяния; знамение это, будучи как бы начертано на мне, сделало меня известным не только между близкими, но и между дальними. Некоторые толкователи думают, что в приведенном месте содержится пророчество о христианах, на которых назнаменована, то есть положена, особенная печать,—Христос, почему они и названы христианами, Христос, Который есть свет Бога Отца (Иоан. 14,9; Евр.1, 8). Самого же себя, по мнению их, пророк ставит на ряду с христианами по причине близкого сродства с ними в добродетели.
Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица твоего, Господи.
В сем месте полагает Пророк общий вопрос плотских человеков, аки бы так говоря: когда проповедуем мы о презрении вещей временных, и увещеваем прилежать к добродетели и правде, в то самое время мнози, слыша сие, глаголют: кто явит нам благая? то есть: в чем состоит та правда, о которой ты предлагаешь нам, и кто может показать путь к ней, когда никто не возвращался из ада, и никто не сходил с неба? Покажи нам прежде земная благая, а небесная после увидим, когда изыдем отсюду.
Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Пророк ответствует на предложенный вопрос, показывая, что путь правды явлен нам от Бога, и что мы имеем внутрь нас самих наставника, который научает нас истинному благу, сиречь, свет естественнаго разума, иже знаменася на нас, ясно напечатлеся в нас. Сей свет обретается в высшей части нашей, сиречь в душе, еюже различаемся от скотов, и свет сей произошел от лица Божия: понеже он творит нас быти по образу и по подобию Божию. И от сего-то света можем мы наипаче разумети путь правды: закон бо естественный, написанный на сердце, егоже и самый грех не загладил, научает, яко не подобает творити того иному, чего сами себе от иных не хощем; следовательно, ни красть, ни прелюбы творить, и проч. При сем Божественном свете можем и то разуметь, что истинное наше благо состоит в уподоблении Богу: доброта бо и совершенство образа в том состоит, чтоб быть по всему подобну своему первообразному.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Ст. 7-8 Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердцы моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася
Он с своей стороны надеется только на Бога; правда, многие (его приближенные) ожидают дурного исхода его делу и с ропотом спрашивают: кто укажет нам благая, т.е. спасение? Но над ними Божия милость, и поэтому он среди опасности и нищеты исполнен внутренней радости, которая, как радость в Боге, несравненно действительнее, чем временная радость его врагов, имеющих богатые запасы продовольствия. Беззаботно ложится он спать, и тотчас засыпает, так как Бог дает ему, оставленному людьми, безопасность.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Ст. 7-9 Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица твоего, Господи. Дал еси веселие в сердцы моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася: в мире вкупе усну и почию, яко ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси
Сам же Давид, уже получивший помощь от Бога, спокойно засыпает. По заключительным словам псалма последний можно назвать вечерней молитвой к Богу, дополняющей третий псалом, как молитву утреннюю (ср. III:6)
Искренняя вера в Бога всегда оправдывается. Окружавшие Давида немногие преданные ему люди, близки были к отчаянию, когда у них не оказалось никаких средств пропитания и взывали к Богу: «яви нам свет» - и тогда Господь помог им (см. введение к псалму). В этом Давид видит над собой руку Бога, почему, вверяя себя Его защите, «спокойно ложится и спит», хотя вблизи его враги.
Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица Твоего, Господи
В связи с предыдущим увещанием пророка о праведности и уповании на Бога, последние слова его имеют такой смысл: вот, Ты научаешь нас, говорят многие, не согрешать во гневе, а размышлять о поводах и причинах, возбуждающих гнев, приносить в жертву Богу дела правды и надеяться на Господа; но какая от всего этого польза? Где то добро, какое должно последовать от правды, которую Ты нам предлагаешь? Кто явит нам благая! Подобные вопросы возникают, конечно, от тех многих, которых раньше пророк назвал тяжкосердыми, преданными суетной материальной жизни, которые поэтому не видят Промысл Божий и не видят тех благодеяний и милостей Божиих, которые изливаются безразлично на всех – «добрых и злых» (Мф. 5:45). И сам же на безрассудный вопрос этих любящих суету и ищущих лжи людей тут же дает ясный ответ: вы, как бы так говорит, не видите благ и милостей Божиих, а между тем на нас ясно отпечатан – знаменася свет благости и милости Господа. Свет лица Твоего, Господи, Твое покровительство, Твое попечение и промышление о нас, уповающих на Тя, очевидны для всех: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
Объяснение священной книги псалмов.