Толкования на Ос. 6:5

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 5-6 Сего ради пожах пророки ваша, убих я словесем уст Моих, и суд Мой яко свет изыдет. Зане милости хощу а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения

Истребление вводящих в заблуждение есть доказательство благорасположения и любви (Бога) к ним (Израильтянам); ибо во Израили по временам появлялись лжепророки, которые привязаны были к жертвенникам Ваала, вводили в заблуждение других и сами заблуждались, по написанному (2 Тим. 3:13). Но они по временам избиваемы были, когда Бог повелевал это и произносил над ними праведный приговор. Так одних избил Илия около жертвенника Ваала за то, что они пустословили и говорили: «послушай нас, Ваале, послушай нас» (3 Цар. 18:26), других же умертвил Ииуй, которого помазал на царство во Израили блаженный пророк Елисей чрез одного из сынов пророческих, что было также по повелению Бога (4 Цар. 9:1). Когда он был помазан на царство, после того как Бог прогневался на обольстителей, тогда он (Ииуй) прежде всего убил Ахаава, после него Иезавель, потом сынов его, находившихся во всей Самарии, Сделав вид, что хочет совершить праздник Ваалу, он собрал всех лжепророков, и притворившись желающим принести жертву, заколол их всех по одиночке, собранных в дом (4 Цар. 10:19-25). А самого Ваала ниспроверг и алтари его сжег, так написано об этом. Итак что избиение лжепророков было, как я сказал, доказательством благорасположения и любви (Бога) к Израилю, этому он научил, говоря: «сего ради пожах пророки ваша». Весьма хорошо говорит: «пожах»; ибо они пали во множестве, срезанные подобно колосьям.

Указывает и на другой вид благорасположения и любви к ним, который, если бы был приведен в исполнение, согласно с Его волею, то был бы спасен весь Израиль и Иуда: ибо Бог и Отец не только уничтожил множество нечестивых лжепророков, предав их заслуженной смерти, но и послал в свое время самого Сына, Открывшего благую Его волю прежде других потомкам Израиля и ясным сделавшего суд Его. Посему и говорил устами Давида следующее: «аз поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне» (Пс. 2:6). И Сам от Себя став подобным нам, то есть, человеком, говорит: «о Себе не глаголю, но пославый Мя Отец Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин.14:10,12:49).

— Итак «изыдет суд Мой», говорит, «яко свет», то есть, моя воля неприкрытая загадками, но прямо и открыто будет предложена умам всех. А что Еммануил, некогда пришедши, будет призывать заблудившихся не к законному служению и будет убеждать к почитанию не того, что в образах и тенях, напротив будет приводить к доброй жизни, справедливости и милосердию и любви друг к другу и к истинному, безошибочному познанию Бога и сделает ясною цель суда, — об этом говорит: «зане милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всежжения». Ибо что говорит Спаситель? «Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы твориме им» (Мф. 7:12). Показывая же, что у Бога особенно почтенна любовь, говорит: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13:35). А что он приводил ум приходящих к Нему к познанию истинного Бога, — кто может усомниться в этом? Ибо Он указывал нам на Себя, как на образ Родившего Его, говоря истинному ученику Своему Филипу: «не веруеши ли, яко аз во Отце, и Отец во Мне есмь и видевый Мене виде и Отца. Аз и Отец едино есма» (Ин. 14:9-10, 10:30). А если кто захочет сказать, что Сам Сын есть милость Отца, превосходящая жертву и всесожжение, тот будет понимать правильно; ибо так Он называется в боговдохновенном писании. Так Сам Бог и Отец негде говорил нам о Нем: «приближися бо спасение Мое приити, и милость Моя откроется» (Ис. 56:1). И пророк (говорит) к Нему: «яви нам Господи милость Твою, и спасение Твое даждь нам» (Пс. 84:8). Поистине Христос есть милость от Отца, потому что Он уничтожает грехи, прощает преступления, оправдывает верою, спасает погибших, избавляет от смерти и чего еще самого лучшего не подает нам? Итак лучше жертвы и всесожжений познание Бога, как бы совершаемое во Христе: ибо чрез Него и в Нем мы почтили Отца и получили оправдание верою.

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Пожах, пророки, - и убих я словесем уст Моих; потому что умерли они за пророчество. Когда Бог посылал их, и повелевал им возвещать народу или бедственное и скорбное, или радостное и благоприятное; не противились они повелению Божию. И за сие народ восставал на них, побивал их камнями и умерщвлял. И суд Мой яко свет изыдет; наказание, какому преданы будут убийцы Пророков, совершится очевидным для всякого образом.

Блж. Иероним Стридонский

Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет

См. Толкования на Ос. 6:4

Лопухин А.П.

Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет

Поражал через пророков, - точнее отесывал (hazabti), исправлял (слав. пожах (чрез) пророки ваша). Бил (слав. убих) их словами уст Моих, т. е. обличал, возвещал наказание. Слова рус. т. : суд Мой как восходящий свет передают подлинники, ввиду испорченности его, приспособительно к тексту LXX.