Толкования на Прем. Соломона 3:6

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 3:1–9) В сей паремии изображается блаженная участь праведников, как награда за твердость их в благочестии среди скорбей и страданий. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное (жертву из одних плодов) прият я

Под образом золота здесь представляются души праведников, под образом жертвенного всеплодия – тела их. Золото не горит в огне, а только очищается чрез огонь от сторонних примесей и очищенное делается драгоценным. Подобно сему и душа праведного в огне страданий или мученичества не погибает, а является во всем своем величии: если и были в ней какие грехи, страданиями она очищается от них. Что же касается до тела, оно разрушается от мук, как истребляется жертвенным огнем жертва из плодов (мука в разных видах, вино, масло, фимиам); но если Господу угодны жертвы, приносимые Ему во исполнение закона о жертвах и от искреннего усердия, то не наипаче ли Он благоугождается мученической смертью ревнителей закона Его, как жертвою самоотвержения, приносимой из любви к Нему и во славу Его имени?

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.

Мысль о ниспосылаемых праведным страданиях и их последствиях выражается в двух употребительных образах. По первому образу нравственные испытания и очищение человека сравниваются с очищением и пробой металлов. Это весьма употребительный в Библии образ (см. Пс. 65:10; Иов. 23:10; Притч. 17:3; Сир. 3:5; Ис. 48:10; Зах. 13:9; Мал. 3:3; 1 Пет. 1:7 и др.). Во второй половине стиха доброе расположение души, обнаруженное праведными в испытаниях, сравнивается с всесовершенной жертвой, приятной Богу (ср. Рим. 7:1; 1 Пет. 2:5).

См. также Толкование на Прем. Сол. 3:4