I. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 3:1–9) В сей паремии изображается блаженная участь праведников, как награда за твердость их в благочестии среди скорбей и страданий. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.
И вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут: яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе
Нечестивые, когда подвергают мучению праведников за их твердость в вере и благочестии, поступают несправедливо; но справедливо попускает эту несправедливость Господь, ибо пред лицом Его нет совершенно чистого праведника. Пред людьми гонимые ими праведники ни в чем не виноваты, но пред Господом они сами признают себя виновными, и потому страдания, какие терпят от нечестивых, они почитают наказанием Божиим за свои грехи. Они смиренно исповедуют пред Господом, что вполне заслужили это наказание, и что оно еще не велико, что они готовы потерпеть даже более жестокое мучение в земной жизни, лишь бы Господь помиловал их по смерти. И не тщетна их надежда на эту милость Божию: вмале наказани бывше, они в будущем веке великими благодетельствовани будут. За временное страдание они вечно будут блаженствовать, и это блаженство будет так велико, что, по слову Апостола, «нынешния временныя страдания ничего не стоют в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Эту великую милость наказанные праведники получат от Господа вследствие того, что Бог искуси их и обрете их достойны Себе. Чрез наказание Господь не только дал им случай показать свое смирение пред Ним, смиренно признать это наказание заслуженным, но вместе подверг испытанию их верность и любовь к Нему. В виду угрожающих им за веру и благочестие мук, или среди их, они могли бы показать малодушие и отступить от Бога, как отступали многие; но они поняли, с какою целью Господь искусил их, и не только не поколебались в преданности Ему, но еще более укрепились в ней, еще сильнее возлюбили Его. Страдания очистили их любовь к Богу от всякой примеси самолюбия, – и Господь обрел их достойными Себе, т. е. Своего благоволения.
Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.
И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.
То, что обычно люди считают за наказание в руке Божией является только средством воспитания, возводящим человека на высшую ступень нравственного совершенства (11:5–6, 10–11; Евр. 12:5–11). Выражение: «немного наказанные, они будут много облагодетельствованы» по связи с предшествующим дает мысль о непродолжительности земных страданий и о вечном по смерти блаженстве праведных (ср. 2 Мак. 7:36; 1 Пет. 1:6). Но, кроме указаний на время, здесь следует видеть указание и на степень. В этом отношении страдания земные, как бы они велики ни были, не могут быть сравнены с будущим небесным блаженством, которое бесконечно их превосходит (ср. Рим. 8:18; 2 Кор. 4:17). Впрочем, многие толковники выражение «облагодетельствованы» относят не к блаженству по смерти, а к счастливому периоду земной жизни праведных.
«Бог испытал их», весьма часто встречающееся в Библии выражение для той мысли, что разными средствами, главным образом несчастием и страданиями, Бог испытывает послушание и веру людей (Быт. 22:1; Втор. 13:4; Суд. 2:22; Пс. 65:10; 81:8).
«Нашел их достойными Его», т. е. достойными общения с Богом в жизни загробной, или вообще достойными Его благословения.
См. также Толкование на Прем. Сол. 3:4