Толкования на Прем. Соломона 4:16

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 4:7; 16–20; 5:1–7). В сей паремии изображается самоосуждение нечестивых в виду прославления праведников, терпевших от них озлобление. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Осудит же праведник умираяй живущия нечестивыя

Идет речь о праведнике, рано восхищенном смертью. Он и при жизни осуждал нечестивых самою противоположностью своего образа мыслей и действий образу мыслей и поведению их. Но сего мало: он не перестанет осуждать их и обличать по смерти. Его смерть есть переход к вечно-блаженной жизни, а отнюдь не бедствие, как думали о нем пережившие (живущие) его нечестивые. В этом заблуждении нечестивых относительно его участи праведник и будет обличать их по смерти.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность - долголетнюю старость неправедного;

«Праведник, умирая, осудит живых нечестивых…» Сопоставляя данное место с 8 ст. III гл., находят здесь мысль об осуждении нечестивых в будущей жизни. Но выражение «живых», противополагаемое факту смерти праведных, ясно говорит о том, что нечестивые будут осуждены, пока еще они живут на земле, и осуждены именно самою смертью праведных: «умирая, осудит». Каким образом ранняя смерть праведника осудит оставшихся в живых нечестивых показывают дальнейшие слова: «скоро достигшая совершенства юность (осудит) долголетнюю старость неправедного». Достигши нравственного совершенства в короткий срок, праведник этим осудит нечестивых, которые за всю долгую свою жизнь «не могли показать никакого знака добродетели» (5:13). О подобном же осуждении говорится у Мф. 12:41; Евр. 11:7; Рим. 2:27.

См. также Толкование на Прем. Сол. 4:14