Толкования на Прем. Соломона 5:17

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV. Паримия из книги Премудрости Соломоной (Прем. Сол. 5:15–24; 6:1–3). В сей паремии идет речь о славе и блаженстве праведных и о суде Божием над нечестивыми. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.

Приимет Господь всеоружие рвение (ревность) Свое и вооружит тварь в месть врагом

С этого стиха до 24-го изображается грозный суд Божий над врагами праведников. Господь Судия представлен здесь под образом воителя, который сам с ног до головы вооружен и двинет войско против врагов. Что это за оружия, в какие облечется Господь Судия, говорится в дальнейших стихах, а здесь указуется только побуждение к этому вооружению, – это ревность Господа о благе чтущих Его, невинно страждущих, и о собственной славе. Эта ревность побуждает Господа вступиться за невинных страдальцев и в полном вооружении выступить против врагов их, которые суть вместе и враги Его, ибо озлобляют праведных за веру в Него. Итак, приимет Господь всеоружие ревность Свою, т. е. вооружится вследствие ревности Своей, и вооружит тварь в месть врагам, т.е. подвигнет силы природы, как послушное войско, которое должно привести в исполнение Его суд над виновными. Разрушительные действия этих орудий мстящей воли Божией будут описаны в 21–23 стихах паремии, а в ближайших изображено всеоружие Божие.

Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.

Лопухин А.П.

Он возьмет всеоружие - ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам;

Писатель в целом ряде образов описывает божественный суд. Судья — Иегова — изображается вооруженным воином, Его свойства, которые Он проявляет при этом воздаянии, представляются под образом отдельных частей Его вооружения. Основанием такого образа представления для писателя могли быть следующие места из Ветхого Завета: (Пс. 27:14–15; 34:2–3; Ис. 42:13; 59:17; Зах. 12:3). В подобных образах и в Новом Завете описывается духовное оружие христиан против зла (Еф. 6:11; Рим. 13:12; 1 Пет. 4:1).

«Он возьмет всеоружие — ревность свою…» «Ревность Иеговы» — это — Его горячая любовь к благочестивым израильтянам и их правому делу, равно как гнев против отступников и внешних врагов Израиля. «Всеоружие» — полное вооружение (2 Цар. 2:21; Иов. 39:20; Иудифь 14:8; 2 Мак. 3:25).

«Тварь вооружит к отмщению врагам». «Вооружить» — точнее передать — сделает орудием, ибо в греческом тексте стоит οπλοποιειν, а не οπλίζειν. Тварь (κτίσις) означает здесь неразумную неодушевленную природу. Главным образом разумеются могущественные стихийные явления через которые Бог наказывает злых и дает успех делу праведных. Подробнее об этом писатель говорит в рассказе о суде над Египтом (XVI:16–25). Здесь писатель, несомненно, выражает религиозное библейское воззрение на физическую природу, по которому она ставится в тесную связь с нравственными отношениями разумных существ и общим нравственным миропорядком.

См. также Толкование на Прем. Сол. 5:16