Толкования на Прем. Сираха 19:10

Свт. Иоанн Златоуст

Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя

«Выслушал ты слово», говорит (премудрый), «пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя» (Сир. 19:10). Что значит – «пусть умрет оно с тобою»? - Скрой его, закопай, не позволь ему выйти, ни даже как-нибудь вообще двинуться. Но всего более старайся даже не допускать, чтобы тебе говорили худо о других. А если когда и услышишь что-нибудь, подави, умертви сказанное; предай забвению, как будто ты и не слышал: тогда будешь проводить настоящую жизнь весьма мирно и безопасно. Сами злословящие, когда узнают, что мы питаем больше отвращения к ним, нежели к тем, кого они оговаривают, оставят когда-нибудь эту худую привычку, исправятся от своего недостатка, станут потом хвалить (других), и нас самих провозгласят своими спасителями и благодетелями. В самом деле, как доброе слово и похвала служат началом дружбе, - так злоречие и клевета бывают началом и поводом к вражде, ненависти и тысяче распрей. И не другое что доводит нас до нерадения о своих делах, как пытливость и разведывание о чужих делах, - потому что кто любит злословить и разведывать о чужой жизни, тому некогда позаботиться о собственной жизни. Так как он употребляет все свое старание на разведывание о чужом, то все принадлежащее ему самому, по необходимости, остается в пренебрежении. И как было бы хорошо, если бы ты, употребляя все время на попечение и суждение о своих собственных грехах, мог сделать какой-нибудь успех! Но так как ты постоянно заботишься о чужом, то когда тебе подумать о своих собственных недостатках?

Беседа 3. О том, что такое истинный пост, что злословить хуже, чем снедать человеческую плоть.

Прп. Никодим Святогорец

Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя

После исповеди не остается ничего, как только хранить грехи в тайне, духовник, никогда их не открывать ни словом, ни письмом, ни жестом, ни каким-либо иным знаком, даже если ты находишься в смертельной опасности. Ибо к этому случаю подходит то, что сказано премудрым Сирахом: «Слышал ли еси слово, да умрет с тобою». И снова: «На друга и на врага не поведай» (Сирах 19, 8). То есть, если ты слышал тайну, то пусть эта тайна умрет вместе с тобою. И доколе живешь, не говори этого ни другу, ни врагу. И пророк Михей говорит: «Не верьте другом… и от сожительницы твоея хранися, еже сказати ей что» (Мих .7, 5).

Потому что если откроешь грехи, то церковными канонами запрещаешься или даже извергаешься из сана; а по государственным законам ты должен быть заключен в тюрьму с отсечением языка. Во-вторых, ты станешь виновником того, что христиане больше не будут исповедоваться, боясь, чтобы ты не открыл их грехи. Как случилось во времена Нектария Константинопольского, когда христиане не хотели исповедоваться, потому что один из духовников открыл грех одной женщины. Посмотри, сколько трудов после сего потребовалось подъять Златоусту, чтобы убедить их исповедоваться. Какую же муку причинит это тебе, я не в силах и представить словом.

Руководство к исповеди.

Лопухин А.П.

Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя

См. Толкование на Прем. Сир. 19:8