Толкования на Пс. 3:4

Свт. Афанасий Великий

Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою

Ты же Господи заступник мой еси. Слова приличные вере пророка, который непоколебимо переносит столько несчастий, и уповает, что не будет оставлен, напротив же того, обретет себе помощь, вознесется и восприимет царство. Ибо это, по толкованию некоторых, значит: возносяй главу. Посему, слава праведника — Бог, на Которого уповал он; а кому слава — Бог, тот вознесет главу.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 4-6 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя

Пророк предсказывает замешательство и затруднение, произведенное восстанием врагов, отделив эту часть «диапсалмою», таинственно огласившему его с упованием изрек спасительное это слово: «Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою». И снова в промежутке сложив песнопение, после благодарственного оного изречения, какое произнес, говоря: «гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея», научает, чем решится общая тягота человеческих бедствий, и при внезапном озарении Духом наученный таинству страдания Господня, приемлет на себя самое лице Владыки и говорит: «Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя». Но в точности излагать смысл, заключающийся в каждом речении, будет делом излишним, потому что слово поспешает к другим предметам.

О надписании псалмов.

Свт. Тихон Задонский

Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою

См. Толкование на Пс. 3:3

Блж. Феодорит Кирский

Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою

Не на царство, не на владычество возлагаю я упование, но верую, что Ты – моя слава, и надеюсь, что Твоею десницею скоро буду вознесен.

Евфимий Зигабен

Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою

Ты же, Господи, заступник мой еси

Пусть, говорит, разглашают они обо мне, что хотят; но Ты все таки остаешься заступником всех находящихся в искушениях, а особенно тех из них, которые оказываются достойными твоего заступления.

Слава моя, и возносяй главу мою

Иные полагают для себя славу в знатном происхождении (например), или в счастии, или же в богатстве, или наконец еще в чем-нибудь подобном; а я на Тебя единого уповаю и единым Тобою возношусь. Ибо Ты прославишь меня, будучи моим помощником, и поднимешь вверх мою голову, некогда победоносную, и теперь склоненную под тяжестию бедствий.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Пророк, отражая мнение безумных людей, ограждает себя надеждою на Бога, аки бы сказал: пусть врази мои глаголют, что я всуе уповал на Бога, но все они прельщаются. Ты бо, Господи, не оставляеши уповающих на Тя. Ты еси заступник мой; Ты еси щит мой, покрывающий мене от всех вражиих стрел; Ты еси слава моя: Тобою бо единым хвалюся, и Ты не предаси мене поруганию врагов моих. Ты вознесеши главу мою, и обратиши печаль на радость. Возношение бо главы, по свойству Еврейскаго языка, есть знамение радости и веселия, как, напротив, наклонение и посупление лица есть знамение печали и сетования. Сие выражение часто употребляется у Евреев, почему и у Пророка Иеремии сказано: вознесе Евилмеродах царь Вавилонский главу Иоакима царя, и изведе его из темницы (Иер. 52:31). И Господь во Евангелии глаголет: восклонитеся и воздвигните главы ваша: зане приближается избавление ваше (Лк. 21:28).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою

Слава моя, т.е. моя честь, мое царское достоинство, не похищенное мною, но Твое и Тобою мне переданное; поэтому Ты должен мне помочь в обладании им. Возносяй главу, из состояния унижения (наклоненная голова) переводя в состояние возвышения, делая победителем, ср. Пс. 109:7, Лк. 21:28.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея

В первой части псалма Давид (ст. 2-3) говорит о степени опасности для него от множества врагов, во второй (ст. 4-9) выражает свою веру в Бога и уверенность в получении спасения для себя и достойной кары врагов.

Предшествующая жизнь Давида, полная превратностей и многочисленных войн, наглядно убеждала его в том, что истинным его заступником, доставившим ему славу и победы, был и есть Бог, к Которому он обращается и в настоящем положении.

Прот. Григорий Разумовский

Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою

Никакие помыслы, никакие злобные внушения врагов Давида не могли поколебать твердости веры его в Бога и отвратить его от упования на милость Божию и Его заступление. Вся жизнь Давида, все обстоятельства этой жизни, скорбные и радостные, служат подтверждением того, что он всегда твердо исповедовал – и пред людьми, и пред лицем Всеведущего Бога, говоря как бы так: пусть враги мои говорят, что всуе, напрасно надеялся на Бога: все они прельщаются. Ты, Господи, не оставляешь никогда уповающих на Тя, – всегда это скажу; Ты заступник мой; Ты слава моя; Тобою одним хвалюсь я, и Ты не предашь меня поруганию врагов моих. Ты возносишь главу мою. Возношение главы, поднятие ее кверху означает состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица есть знак печали и сетования.

См. также Толкование на Пс. 3:3

Объяснение священной книги псалмов.