Толкования на Пс. 4:6

Свт. Афанасий Великий

Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа

Учит, как преодолевать нам врагов. Как же именно преодолевать их? — делая правду и принося это в жертву Богу.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Пожрите жертву правды и уповайте на Господа

См. Толкование на Пс. 4:4

Свт. Иоанн Златоуст

Пожрите жертву правды и уповайте на Господа

Видишь ли последовательность пре­восходного совета? Видишь ли совершенное наставление? Уко­рив слушателей за грехи, сделав их менее скорыми на по­добные дела, устроив неподкупное судилище и потребовав отчета в жизни, он потом руководит их к совершению добродетели. Недостаточно ведь только воздерживаться от зла, но должно стараться и делать добро. Потому-то он далее и предлагает такое увещание: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15). Подлинно, и не совершение добродетели подвер­гает наказанию, а не только совершение пороков. И те, которые не напитали алчущего, не напоили жаждущего и не одели нагого, – они не хищничали, не предавались любостяжанию, не брали чужого; но так как они не творили милостыни, то предаются за это наказанию вечному и мучению бесконечному. Отсюда мы нау­чаемся, что воздержание от зла не доставляет нам спасения, если вместе с тем не будет приобретения добра и совершения добродетели.

Вот почему и пророк, отклонив слушателя от поро­ков чрез сердечное сокрушение, сделав его способнейшим к совершению добродетели, смягчив жестокость души и сде­лав ее нежною от внутреннего сокрушения, начинает речь о правде и говорит: «приносите жертвы правды и уповайте на Господа». Что значит: «приносите жертвы правды»? Приобретайте правду, приносите правду; тот дар Богу – величайший, та жертва Ему приятна, то приношение весьма Ему благоугодно, которые со­стоят не в заклании овнов и тельцов, но в совершении пра­ведных дел. Видишь, как издревле предъизображается жизнь Церкви и вместо жертв чувственных требуются духовные. Правдою же он называет здесь, как я выше сказал, не частный вид добродетели, но добродетель вообще, равно как и праведным человеком мы называем того, кто имеет всю добродетель. Эта жертва не нуждается ни в деньгах, ни в ноже, ни в жертвеннике, ни в огне, она разлагается не в дым, смрад и пепел, но совершается только сердцем приносящего ее. Для нее ни бедность не служит препятствием, ни недостаток средств – остановкою, ни место, ни что-нибудь дру­гое подобное; но где бы ты ни был, ты можешь приносить ее, будучи сам и священником, и жертвенником, и ножом, и жертвою. Таковы жертвы разумные и духовные: они совершаются с большим удобством, не имея нужды ни в каком внеш­нем приготовлении.

«И уповайте на Господа». Другой переводчик говорит: и веруйте (πεποίθετε) Господу. Кто праведною жизнью приобрел себе милость и благоволение Господа, тот имеет в Нем величайшего поборника, непреоборимого помощника, полу­чает от Него великое содействие. Видишь ли плод этой жертвы, являющийся тут же? Видишь ли сокровище благ, тот­час происходящее от ней? В самом деле, кто имеет Бога своим помощником, тот кого будет бояться? Никого. И это немаловажная добродетель – надеяться на Него и быть уверенным в Нем. Вместе с правдою пророк требует от нас и этой добродетели – быть уверенным в Боге, надеяться на Него, не по­лагаться ни на что житейское, но, отрешая себя от всего по­добного, к Нему прилепляться мыслью. Действительно, пред­меты настоящей жизни подобны сновидениям и теням, и даже того ничтожнее; они лишь только являются, и уже исчезают, и при самом явлении причиняют много беспокойств имеющим их; а надежда на Бога вечна, неизменна, неподвижна, неизмен­чива, способна доставить совершенную безопасность и сделать непобедимым того, кто содержит ее тщательно и с надлежа­щим расположением.

Беседы на псалмы. На псалом 4.

Свт. Тихон Задонский

Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа

Это увещание простирается ко всем сы­нам человеческим, то есть людям всякого зва­ния, чина и обоего пола.

2) Этими словами призывает всех к истин­ному покаянию и сокрушению сердечному, ибо жертва Богу дух сокрушен: сердце сокру­шенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). Увещевает, чтобы, покаявшись и исправив­шись, не предавали бы членов своих греху в ору­дия неправды, но представили бы себя Богу, как ожившие из мертвых, и члены свои Богу в орудия праведности (Рим. 6:13). Принести такую жерт­ву молит нас апостол во имя милосердия Бо­жия, говоря: Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву жи­вую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:1-2).

3) И уповайте, – говорит, – на Господа. Так покаявшись, и исправившись, и тво­ря волю Божию, уповайте на Господа. Близки по смыслу к этому и слова другого псалма: Уповай на Господа, и делай добро (Пс. 36:3).

4) Отсюда учимся, что тщетно и суетно упование того, кто такой жертвы не приносит Богу, а уповает на Него. Надо непременно ис­править себя покаянием, и покорить волю свою воле Божией, и тогда уповать на Господа.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 8.

Блж. Феодорит Кирский

Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа

И сими словами отметает подзаконное служение, как излишнее, узаконяет же приносить жертву правды; потому что приобретение правды с присоединенным к ней упованием на Бога приятнее Богу и ста и тысячи волов. Многие язычники и Иудеи и противомудрствующие еретики, упражняются иногда и в целомудрии, и в правде, но, будучи лишены благочестия, не получают оттого никакого плода. По сему-то Всесвятый Дух чрез божественнаго Давида повелевает, не только приносить жертву правды, но и уповать на Господа. Так и Владыка Христос говорит ученикам Своим: «Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть. Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю» (Ин. 15:1-2). Сказал не просто: «не творящую плода», но: «о Мне не творящую плода», то есть, по Моим заповедям, по Моим законоположениям, с верою в Меня, потому что иные, и не исповедуя Его, ради славы человеческой, заботятся, повидимому, о добродетели.

Евфимий Зигабен

Пожрите жертву правды и уповайте на Господа

Только плоды вашей праведности принесите, говорит, в жертву Богу, никого не обижая сами; и ожидайте себе помощи от Господа, Который особенно благоволит являть свое заступление терпящим обиды. Предначертывает здесь также пророк и образ будущей Церкви Христовой, где имеют приноситься Богу жертвы—не вещественные, а духовные, состоящие, вместо животных, в добрых делах. Под правдою затем (пожрите жертву правды) должно разуметь не в собственном смысле правду, а вообще всякую добродетель.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

Жертвою правды нарицает дела благая, яже яко некая жертва благоприятная суть Богу, ибо чрез них прославляется Бог, по оному: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5:16). И Апостол Павел, беседуя о милостыни, глаголет: приях посланная от вас в воню благоухания, жертву приятну, благоугодну Богу (Флп. 4:18). И паки, беседуя о посте и иных делах духовных, он же глаголет: молю вас, братие, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови. (Рим. 12:1). И уповайте на Господа. Сие присовокупляет для того, дабы отнять гордыню, добрым делам наветующую, аки бы рекл: творите благая, но не уповайте на дела ваша, якоже Фарисей оный, глаголавый: Боже хвалу Тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы: пощуся два краты (Лк. 18:11 и д.), и проч., паче же уповайте на Господа, Иже даст вам благодать и от грехов уклонятися, и добрая дела творити, и пристанища спасения достигнути, держитеся притом смиреномудрия. Якоже бо гордыня яд есть, растлевающий плоды дел благих: тако смирение есть врачевство, предохраняющее плоды оные от повреждения.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

пожрите жертву правды и уповайте на Господа

См. Толкование на Пс. 4:5

Лопухин А.П.

пожрите жертву правды и уповайте на Господа

См. Толкование на Пс. 4:5

Прот. Григорий Разумовский

пожрите жертву правды и уповайте на Господа

См. Толкование на Пс. 4:5