Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника
Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, то есть, из уст по Богу младенчествующих злобою. Это, как ясно написано в Евангелиях, сказал Спаситель, когда фарисеи заграждали уста благословляющим Его детям. Враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника. Разумей или чувственного, или мысленного врага, или народ иудейский. Ибо иудеи гнали Христа как врага, и показывали вид, что делают это, ревнуя об Отце. Посему, чтобы лишить их всякого оправдания, Господь сказал: ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит (Ин. 15:23). Врага и местника, то есть, или диавола, потому что он, понудив совершить грех наказывает согрешающих, представляя им пред очи тяжесть греха, – или народ иудейский, сего врага истины и местника, по мнимой его ревности о 3аконе.
Толкование на псалмы.
Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника
После подобных борений, пользуясь споборающим сопротивника словом: «о точилех», делается победителем за сокрушение вместе «врага и местника», который потому и именуется и «врагом и местником», что самые приманки его ко греху служат для чувствующих всего тягчайшим наказанием, и то самое, чем, обманывая, привлекает он человека к общению с злом, есть несноснейший род мучения. Так обеясняет мысль сию Божественный Апостол, сказав: «возмездге, еже подобаше прелести их, в себе восприемлюще» (Рим. 1:27). Ибо какое другое тягчайшее наказание могло бы быть придумано за нечистоту студа, какой сами на себе содевают делатели студа? Посему ты, собственною своею жизнью сокрушивший силу такого «местника», который предающегося пороку наказывает соучастием его в пороке, обрати взор на небеса, и на великолепие, которое превыше небес, и на достоинство естества нашего, над кем оно начальствует и с кем поставлено в один ряд. Ибо одним и тем же и над бессловесными владычествует, и, сравниваемое с Ангелами, не многим умалено в равенстве с ними. Разум причиною тому, что имеет и начальство над бессловесными, и близость к Ангелам.
О надписании псалмов.
Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника
«Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Другой переводчик (Акила) говорит: из уст младенцев основал державу; третий (Симмах и неизвестный переводчик. См. Ориг. Экз.): составил силу. А смысл слов его следующий: Ты показал силу Свою особенно тем, что привел в деятельность способность недействующую и сделал лепечущий язык ясным для славословия. Здесь он предвозвещает то славословие детей, которое было в храме (Мф. 21:15). Но почему Он, оставив другие чудеса, – воскрешение мертвых, очищение прокаженных, изгнание бесов, – упоминает об этом чуде с детьми? Потому, что те чудеса бывали и прежде, хотя не так разительно, однако бывали, т.е. бывали подобные им, хотя не по способу совершения. Так Елисеем был воскрешен мертвый и очищен прокаженный (4 Цар. 4:35; 5:14); Давидом был прогоняем бес, когда Саул бесновался (1 Цар. 16:23); а хор грудных младенцев говорил тогда в первый раз. Дабы иудей не стал бесстыдно утверждать, что это сказано о чудесах ветхозаветных, пророк избрал знамение, бывшее тогда в первый и единственный раз. С другой стороны это событие было прообразом апостолов. И они, будучи совершенно младенцами и безгласнее самих рыб, уловили всю вселенную. А что в этом особенно открывается сила Божия, смотри, что в ветхом завете пророки говорят об Отце Его. Беседуя с Моисеем, Бог говорит: «кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым» (Исх. 4:11)? Еще: дающий ясен язык гугнивым (Ис. 35:5-6). И еще: Господь дает мне язык научения, чтобы разуметь, когда подобает говорить слово (Ис. 50:4). И в начале сказал: «сойдем же и смешаем там язык их» Быт. 11:7). Итак, велико и сильно это знамение. Касательно других люди бесстыдные могли, хотя и неосновательно, иметь какое-нибудь подозрение, а здесь не могли сказать ничего, потому что здесь простая природа говорила сама за себя. Поэтому он не сказал только: «младенцев», чтобы кто не разумел под ними людей незлобивых и простых, но прибавил: «грудных», указанием на пищу определяя возраст их; не сказал только: «младенцев», но прибавил: грудных, еще никогда не принимавших твердой пищи. В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети. Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к царству небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф. 28:3). «Ради врагов Твоих». Показывает и причину, почему произошло это чудо. Прочие чудеса были не для врагов, но для того, чтобы приступавшие получали благодеяния и другие научались; а это чудо произошло не для того только, но и с тем, чтобы заградить уста врагам, на которых другой переводчик (Акила и Феодотион) точнее указывает словами: для связующих тебя, так как они, связав Его, вели на крест. «Дабы погубить врага и мстителя». Другой (Акила, Симмах и неизвестный переводчик. См. Ориг. Экз.): чтобы остановить врага и отмщающаго за себя. Пророк говорит здесь о народе иудейском, потому что иудеи гнали Христа, как врага, под тем предлогом, будто они делали это в отмщение за Отца. Поэтому Господь, не оставляя им такого оправдания, говорил: «ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего» (Ин. 15:23); и еще: «верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» (Ин. 12:44), – всегда, и в чести и в бесчестии соединяя с Собою Отца. И смотри, с какою точностью выражается пророк. Не сказал: наказать, но: разрушити, что другой яснее выражает словом: остановить, т.е. прекратить их бесстыдство, а не научить, потому что они были неизлечимо больны. Потому они, видя такое чудо и не имея ничего сказать против него, обращались ко Христу и говорили: «не слышишь ли, что они говорят» (Мф. 21:16)? Тогда как следовало покланяться и удивляться Ему, они были в большом недоумении, и вместо того, чтобы говорить друг другу, каждый своему ближнему: не «слышишь ли, что они говорят!» – они, не обращаясь к самим себе, говорили это Христу. Но почему не был слышен глас ангельский? Потому, что они подумали бы, что так им только слышится, а против того чуда они не могли сказать ничего. Что же говорили дети? Они не говорили ничего странного, ничего противного, ничего такого, что могло бы оскорбить их, но весьма ясно выражали согласие Сына с Отцом. «Благословен», говорили они, «Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21:9).
Беседы на псалмы. На псалом 8.
Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника
См. Толкование на Пс. 8:2
Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника
Тем особенно и показал Ты силу Свою, что посредством людей, необучавшихся человеческой мудрости, но по простоте своей уподоблявшихся грудным младенцам, сокрушил онаго лукаваго мучителя, который, будучи всегда неприязнен Тебе Богу, и по вражде к Тебе обольщая людей, еще как грозный какой-то судия подвергает их наказанию за обольщение. Так, настроив Ахитофела подать этот совет, предал его смерти самоубийством. Так, вооружив Иуду на предательство, в награду за послушание воздал ему петлею. Истинность пророчества сего можно познать из истории. Ибо в Священном Евангелии негодовавшим Иудеям, что дети, предшествуя с ветвями, говорили: «осанна в вышних: благословен грядый во имя Господне», Владыка Христос ответствовал: «несте ли чли: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Мф. 21:9, 16)? Почему и дети сии осуждают непризнательный Иудейский народ, этого, подобно диаволу, «врага и местника»; потому что и сей народ, преступая всегда закон Божий, и делая противное Божиим повелениям, потом как бы подвизаясь за Законодателя, распял Владыку Христа, называя Его противником Божиим и нарушителем закона.
Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника
Из уст младенец (детей) и ссущих (сосущих молоко) совершил (устроил) ecи хвалу
Пророк предсказывает здесь хвалебную песнь детей, воспетую некогда ими в честь Господа. Из всех чудес и знамений, которые совершил Иисус Христос на земли, он указывает только на изумление детей при виде воплотившегося Бога, выражавшееся в хвалебной песни, указывает на это одно, как на особенно поразительное чудо. И в самом деле, ведь случаи воскрешения, например, мертвых бывали и до Христа, бывали также и случаи исцеления прокаженных и изгнания бесов; но хор грудных детей громко и внятно воспевающих славу Божию, только впервые раздался в то время на земле. Притом поющие были не просто дети, но, как говорит пророк, дети сосущие еще молоко, то есть грудные, а это – явление в высшей степени необычайное. Совершил же, иначе говоря: устроил так, что эта хвалебная песнь собственно раздавалась из уст ангелов; так как речи самих детей были еще не совсем внятны.
враг Твоих ради, еже разрушити (дабы уничтожить) врага и местника (отмстителя)
Пророк объясняет даже и самую причину этого чуда. Это было, говорит, сделано, Господи, ради злобных врагов Твоих, то есть иудеев, которые подозрительно смотрели на другие Твои чудеса, думая – не обманываешь ли быть может Ты каким-нибудь образом их глаза; в воспетой же Тебе песни младенцев, – которые были собственными детьми Твоих врагов, которые при них же все время росли, – всякое подобное подозрение вовсе не могло иметь здесь для себя места. Таким образом, это чудо направлено было к тому, чтобы уничтожить подозрительность в народе иудейском относительно Христа, то есть посрамить этот народ – врага и вместе отмстителя Божия. Врагом назван здесь народ иудейский, как враждующий против Сына Божия; отмстителем же назван он, как прикрывающий эти свои враждебные побуждения и действия именем Бога-Отца. Но под врагом и отмстителем можно разуметь здесь также и диавола. Он тоже – враг Божий, так как противится заповедям Божиим и враждует против друзей Божиих: он вместе с тем есть и отмститель Божий, потому что по отпадению кого либо от Бога, он старается удерживать отпадшего в таком состоянии и кроме того, направляя к преступлению заповедей Божиих, подвергает его наказанию или отмщению со стороны Бога. В то время и этот враг и местник Божий также был посрамлен и уничтожен хвалебною песнью младенцев. Должно заметить, что пророк описывает упоминаемое здесь событие не как имеющее совершиться, но как совершившееся уже, потому что он созерцал своими пророческими очами отдаленное от него будущее ясно, как бы случившееся. Быть может также, что и эти слова произнесены пророком, как и приведенные выше, тоже от лица церквей; это как бы слова, которые они некогда имели произносить.
Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника.
Пророк ответствует на вопрос, который могли иные предложить ему, и сказать, что ежели слава Божия наполняет всю землю, и великолепие Его взятся превыше небес: то откуду происходит, что не все Его знают и хвалят? – Сие, глаголет, происходит от того, что Бог не благоволит познаваем и хвалим быть от гордых, которые о разуме и мнимой мудрости своей высоко мечтают, но хощет прославляем быть от смиренных и низких по оному: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем (Мф. 11:25). И так под именем младенцев и ссущих разумеются здесь люди смиренные и низкие пред очами других; також неискусные во учении светском, каковы были Пророки, Апостоли, сонмы мучеников, исповедников, преподобных, дев и отроков, которые в юном возрасте так совершенно познали славу Божию и чудное имя Его, что и умереть за Него не отреклися. И в сем‐то разуме привел Господь слова псалма сего во Евангелии, когда сказал: несте ли чли николиже, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Мф. 21:16)? Чего же ради совершил Бог хвалу Свою из уст младенец, сиречь, смиренных и кротких, а не из уст мудрых и великих века сего? Враг твоих ради, глаголет, то есть, посрамления ради гордых, которые суть враги Богу; и еже разрушити врага и местника, то есть, дабы упразднить премудрость главнаго врага своего диавола, и местника его, то есть, поборника его, или полчища аггелов отверженных, и последователей их, иже глаголющеся быти мудри обюродеша: занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце (Рим. 1:21–22).
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника
Печать Своего величия Господь положил и на созданной Им природе. Это величие и слава, особенно в звездном небе, столь поразительны и внушительны, что уже грудной младенец (у евреев кормили грудью до третьего года) и лепечущее дитя, – восхищаясь его видом, – чувствуют это и высказывают радостно в (бессознательной) хвале Богу; потому-то именно и не извинительны безбожники: величие Божие так очевидно в природе, что даже детям оно заметно, – лепечущее дитя осуждает, обезоруживает их (ср. поразительное применение этого стиха Спасителем у Мф. 21:16).
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника
Это Божественное величие в такой степени сильно разлито в мире и проявляется настолько ясно, что оно чувствуется и грудными младенцами, которые «воздавали хвалу Богу». Этой способностью чувствовать и видеть Бога в явлениях мира, они ненамеренно и бессознательно, а потому и особенно сильно, обличают и отвергают суждения тех, кто намеренно не замечает этого величия, являясь, таким образом, врагом Бога, своими односторонними и ошибочными суждениями об устройстве Вселенной как бы мстящим Ему за свою духовную слепоту. Под младенцами здесь разумеются грудные дети. В кн. Прем. X:21 говорится, что по переходе евреев через Чермное море даже уста «немых и язык младенцев сделались ясными». Это указывает не только на то, что евреи, прежде безмолвные и придавленные рабы в Египте, теперь смело говорят и воспевают Бога, но и на то, что дети грудные принимали участие в общей радости, непосредственно и инстинктивно чувствуя необыкновенность и чудесность этого события. Под младенцами можно понимать не только грудных детей, но и взрослых, с неиспорченным и чистым чувством нравственным, приближающим их к детям. Указанный книгою Премудрости факт сближает данное место с Мф. XXI:15-16, где говорится о еврейских детях, воспевавших в лице Христа, сына Давидова, т. е. обетованного Потомка, Сына Божия, которого фарисеи не хотели признать за такового. Таким образом, тот факт, что «Премудрость отверзла уста младенцев» по переходе евреев через Чермное море, указывает отцам этих детей, что Премудрость, сила Божия, открывается и детям, и не всегда, потому, опытность житейская и возраст человека служат показателями безошибочности его суждений и поступков, что и обнаружилось в истории жизни Христа, воспеваемого детьми, как Сына Божия, тогда как отцы этих детей, отрицая Его божественное достоинство, в это время строили планы Его гибели. Таким образом, указанный факт является прообразом, где в историческом явлении указаны черты будущего события из жизни Мессии, почему и означенный стих псалма, как предуказание, приводится в Ев. Матфея.
Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника
Некоторые из священных толкователей псалмов под именем младенцев разумеют здесь младенствующих злобой (1 Кор. 14:20), а также людей простых, не обучавшихся человеческой мудрости. Но Сам Господь Иисус Христос отнес это место псалма к еврейским детям, воспевавшим: «Осанна сыну Давидову» (Мф. 21:15-16). «Чтобы кто под отроками, названными в Евангелии, – говорит св. Иоанн Златоуст, – не разумел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: и ссущих, т.е. грудных детей, не могущих принимать твердой пищи, но еще сосущих молоко матери» [5, с. 94]. В церковной службе на праздник Ваий прямо говорится, что Сам Всесвятой Дух научил детей воспевать хвалебную песнь Сыну Давидову при торжественном входе Его в Иерусалим, следовательно, это было истинное чудо, проявление чудного Имени Спасителя. И чудо это совершено для того, чтобы заградить уста врагов Господа, враг Твоих ради, для посрамления и вразумления неверующих. Еже разрушити врага и местника, т.е. чтобы упразднить вместе с тем власть и силу невидимого врага – дьявола, который, обольщая людей, мстит им, причиняет им всевозможные бедствия.
Объяснение священной книги псалмов.