Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси
Яко узрю небеса, дела перст Твоих. Они негодуют на младенцев совершающих хвалу; а я – малое некое дело в Твоем создании – взираю на cиe великое и прекрасное дело, то есть, на небеса.
Толкование на псалмы.
Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси
«Как я посмотрю на небеса, дела перстов Твоих». Другой переводчик (неизвестный. См. Ориг Экз.) говорит: вижу бо небеса. Луну и звезды, которые Ты основал. Другой (Акила и Феодотион): уготовал. Третий неизвестный переводчик, см. Ориг Экз.: утвердил . Сказав: Ты ниспроверг врагов, пророк представляет и подтверждение столь блестящей победы. Ты, говорит, распятый, преданный смерти, явился Создателем вселенной. Поэтому и говорит: «посмотрю на небеса», выражая, что прежде немногие знали это, а впоследствии времени узнают все. Но почему он не исчисляет всех частей вселенной? Потому что, упомянув о главнейших предметах видимых, он не имел нужды говорить о всех других. Враги ниспровергнуты так, что гонимый ими и преданный смерти явился Создателем всего видимого. А почему он не сказал: рук Твоих, но: «перстов Твоих». Дабы показать, что все видимое есть легкое дело силы Его, и указать то чудо создания, что звезды, будучи повешены, не падают. Хотя основанию не свойственно висеть вверху, а свойственно лежать внизу, но Создатель, как превосходный художник и совершитель чудных дел, создал многое в видимом мире не по обыкновенным законам природы. А почему он не говорит ничего о силах бестелесных и в этом не показывает Его творчества? Потому, что предметом пророка было научить слушателей касательно мира видимого. Поэтому и Отец Его часто, беседуя с иудеями, не говорит: Я сотворил ангелов и херувимов, но: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» (Ис.48:13); и вообще всегда распространяется о предметах видимых, направляя все к спасению слушателей, потому что они, будучи грубы, увлекались более видимым, чем невидимым. Поэтому и Павел, во вступлениях речей своих, всегда начинает с видимых тварей: «Бог», говорит, «сотворивший мир и всё, что в нем» (Деян.17:24), и всегда упоминает о ежегодных дождях и роде человеческом. И действительно, если я скажу, что Бог сотворил херувимов, то мне нужно доказывать два предмета: что херувимы существуют, и что Бог сотворил их; а касательно вещей видимых, мне нужно только показать, что Он сотворил их. Следовательно, говорить об этом удобнее, потому что самая видимость служит свидетельством сказанного. Слушатель видит и величие, и красоту, и пользу, и постоянство, и благоустройство этих вещей; а мне нужно только показать, что Бог сотворил их. Почему же он же упомянул о солнце, а только о луне и звездах? Сказав о них, он подал мысль и о нем. Так как некоторые отделяют ночь от созданий Божиих, то он, обозначив ее луною, показывает, что Бог есть и ее создатель. Притом немало разнообразия и в звездах, и в явлениях лунного течения.
Беседы на псалмы. На псалом 8.
Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси
В доказательство величия Твоего, Владыка, достаточно и стихий, неба, луны, земли, солнца и их благоустройства и благолепия. Но Твой Промысл, простирающийся и на ничтожных человеков, гораздо более проповедует неизреченное Твое человеколюбие.
Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси
Яко узрю (как посмотрю) небеса (на эти) дела перст Твоих
В древности язычники думали, что мир сотворен их ложными богами; но вот истина озарила этот темный язычески мир ярким своим светом, и Церковь верующих так восклицает теперь: Боже, я познаю небеса, как дела перстов Твоих! Небесами пророк называет здесь небо, сотворенное в начале и при самом творении еще не имевшее на себе светил, и твердь небесную с ее бесчисленными светилами, являющимися в истории творения с четвертого дня. Или быть может здесь употреблено только множественное число вместо единственного, то есть сказано – небеса вместо небо, – по свойству еврейского языка. Говоря о небе, которое как бы обнимает собою весь видимый нами мир, пророк хотел указать этим самым как на небо, так вместе с тем и на все сотворенное, окружаемое со всех сторон небесным сводом. Дела перст Твоих. Это, по мнению некоторых толкователей, сказано для того, дабы показать, что даже такие важные и величественные части творения, как например небо, не требовали от Творца их каких-либо особенных усилий, но представляют собою проявление самого обыкновенного творческого Его всемогущества; это суть только дела Его перстов, – не более. По моему впрочем мнению, пророк употребил здесь слова эти безразлично, то есть, не придавая им какого либо особенного значения, подобного выше приведенному; потому что в другом например месте говорит он: И дела руку (рук, а не перстов, как в настоящем псалме) Твоею суть небеса (Псал. 101,26).
луну и звезды, яже (которые) ты основал ecи
Упомянув о небе, пророк присоединяет несколько слов и об украшении неба. Я познаю, как бы так говорит он, Тебя, как Творца не одного неба, но также и звезд небесных. Упоминая же о луне, пророк, как можно думать, имел при этом в виду также и солнце, и говоря о первой, указывает тем самым и на второе; так как известно, что луна сама получает свой свет от солнца и становится таким образом видимою для нас, вследствие чего оба эти светила в сознании людей являются всегда в связи одно с другим. Известно, что эти два великие светила такие при том, что если вспоминает об одном, то непременно в вашем сознании тотчас же воспроизводится представление и о другом. Так, напротив, в другом месте пророк упоминает только о солнце, говоря: Ты совершил ecи зарю и солнце (Псал. 73, 16), как равно и луну, конечно; так как оба эти великие светила взаимно одно другое предполагают. – Далее: яже (которые), то есть звезды, или же вообще дела. – Основал ecи, иначе сказать: утвердил, прикрепил твердо, так что они никогда не могут оставить своих мест, хотя они и не имеют под собою какого либо твердого основания и представляются как бы висящими в воздушном пространстве.
Яко узрю небеса, дела перст твоих, луну и звезды, яже ты основал еси:
Святый Давид, полагая себя самаго в числе младенцев, хвалящих Бога, аки бы тако глаголет: когда Ты, великий Боже, совершаеши хвалу Себе из уст самых младенцев, ссущих млеко; то стыдно было бы мне, мужу в совершенном возрасте сущу, умолчати и не отверсти уст своих на прославление величия дел Твоих. Убо и аз яко един от них потщуся совершити хвалы Твоя; и аз прилежно разсуждати буду о чудном оном деле перст Твоих, и оттуду восхвалю Тя Творца толиких чудес. И не глаголет, узрю небеса дела рук Твоих, но дела перст Твоих, дабы показать, что небеса с великою премудростию устроены Богом: ибо перстами устрояются вещи самыя тонкия и драгоценныя, к соделанию коих потребен разум, а не труд. И не воспоминает о солнце, но точию о луне и звездах: ибо Давид обычай имел во время нощное упражнятися в Богомыслии; поелику время оное удобнейшее есть ко умозрению ради безмолвия и тишины. Да и луна и звезды являются на небе нощию, а не днем. Почему и инде глаголет: в полунощи востах исповедатися Тебе Господи (Пс. 118:62). И паки: на утренних поучахся в Тя (Пс. 62:7). Подобне и Исаия: от нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже (Ис. 26:9). Глагол, основал еси, являет, что небеса, луна и звезды сотворены из ничего, и что прежде их ничего еще не было.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси
Ведь многие люди, всматриваясь в творения и созерцая этот мир, полагают, что они видят их. И что я говорю «люди»? Вот пернатые и четвероногие видят солнце и луну, и все небо в одно время вместе с хором звезд, но смысла их они не понимают. Поистине, одни [только] праведники и святые всматриваются в них, воспринимая смысл через Премудрость Божию (Ср.: Рим. 1, 20). Подобным образом в восьмом псалме Давид говорит: «Ибо я увижу небеса Твои — творения перстов Твоих, луну и звезды, которые Ты основал». Что же, неужели сейчас пророк не видит небо и луну? Но то, что он говорит «увижу», мы, если бы рассмотрели, могли бы понять.
Гомилии на книгу пророка Исаии.
Ст. 4-5 Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси: что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его
Писатель псалма, поражаясь величием Бога, когда рассматривает Его творения, благоговеет пред Ним. Это благоговение еще более усиливается сознанием, что человек поставлен Богом главою мира, в чем видно необыкновенное благоволение Бога.
Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну звезды, яже Ты основал еси
Продолжая удивляться величию Божию и желая воздать Ему за Его великие дела достойную хвалу, пророк говорит: «Когда посмотрю на великие и премудрые дела Твои, Господи, то узрю небеса, дела перст Твоих, узрю луну и звезды, которые Ты основал, поставил и утвердил на небесах». Узрю небеса, не сказал – дела рук Твоих, а – дела перстов Твоих, чтобы этим особенно выразить премудрость Божию в устроении небес и светил небесных, т.к. перстами устрояются вещи, требующие особенного искусства. Словом основал пророк выразил то, что небеса, луна и звезды сотворены из ничего, и что прежде их ничего еще не было.
Объяснение священной книги псалмов.