Толкования на Пс. 9:20

Свт. Афанасий Великий

Воскресени, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред тобою

Воскресни Господи, да не крепится человек. Молится, чтобы Единородный воссиял сущим на земле, и чтобы тот высокомудренный диавол, которого Давид в этом псалме называет человеком, не подымал более бровей. Да судятся языцы пред Тобою. Молится о скорейшем призвании язычников ко спасению.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Воскресени, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред тобою

Другой переводчик (Акила) говорит: да не будет дерзким. Да судятся народы пред тобою. Другой (неизвестный переводчик. См. Ориг. Экз.): и пред лицом твоим. Сказав о нечестии, которое овладело многими из людей, упомянув о пороках их, хищении, корыстолюбии, убийствах, пророк просит у Бога помощи обижаемым. Та­ково человеколюбие святых: они заботятся не только о себе са­мих, но о всей вселенной, как об одном доме, и молят Бога о всех людях, как об одном теле. «Восстань, Господи! Да не преобладает человек». Что значит: «Восстань, Господи»? Отомсти, говорит, помоги, накажи несправедливых. И хорошо он упо­требляет такие прямые выражения: «восстань», и «да не преобладает человек», дабы показать, что человек ничтожен, происходит из земли, есть прах и пепел.

«Да судятся народы пред Тобою». Что означают эти слова? Пусть, говорит, будут судимы за грехи свои; они не сделались лучшими от Твоего долготерпе­ния; потребуй же отчета в их преступлениях.

Беседы на псалмы. На псалом 9.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 20-21 Воскресни Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави Господи законаположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть

При сем справедливо будет спросить кому-либо Иудеев, какого Законоположителя даровать умоляет здесь Пророк? Ибо великий Моисей, в давнем еще времени бывший служитель Божия законоположения, кончил уже жизнь; другаго же законоположителя после него не возставало (Втор.34:10). Если же оказывается, что никто другой не был поставлен законоположителем, ни Иудеям, ни язычникам; то остается уразумет, что указуется Законоположителем язычников Владыка Христос, который в Священном Евангелии взывает: «речено бысть древним: не убиеши. Аз же глаголю вам: яко всяк гневайся на брата своего всуе, повинен есть суду. Речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» (Мф. 5:21, 28). А подобно сему и прочее. Поэтому Пророк умоляет Его, чтобы законоположение даровано было язычникам, и чтобы они, оставив жизнь звероподобную, узнали, «яко человецы суть». Ибо «человек», как говорит Пророк, «в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися имъ» (Пс. 48:13). Почему и здесь сказано: «да разумеют языцы, яко человецы суть».

Евфимий Зигабен

Воскресени, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред тобою

Воскресни, (восстань), Господи; да не крепится (приобретает) человек

Один переводчик поставил, вместо да не крепится (μη κραταιουσθω) да не надмевается (μη θρασυνεσθω). А говорит эти слова пророк по причине взаимных ополчений народов одного против другого. Потому что люди, при неимении истинных учителей, не зная что они суть земля, брение, дерзали на поступки, превышавшие их человеческую природу; мало того, они даже вписались в число богов. Посему явись, как бы говорит, предстань, Господи, и уйми такую надменность их. Можно также изъяснять настоящее место и гораздо глубже; именно: первая половина этого места указывает на то, что человек создан по образу Божию и потому он не без основания может быть назван богом; вторая же половина намекает на то, что человек прилепляется к земному, и потому справедливо должен быть назван человеком. И так как это земное одерживало верх в людях над божественным, то пророк и умоляет Иисуса Христа, чтобы Он воскрес и научил бы нас чрез святых апостолов тому, каким бы образом наши греховные страсти не могли преодолевать нашей души, ни брение ума нашего. Или и еще иначе: после воскресения Господа из мертвых, когда Евангелие было проповедано во вселенной, в мире прекратились взаимные восстания народов одного против другого и усобицы.

Да судятся языцы (народы) пред Тобою

Иначе сказать: да соделаются, то есть, они достойными Твоего посещения или смотрения, Господи. Потому что тот, кто судит, обыкновенно обращает свой взор на того, над которым производится суд. А упоминаемый здесь суд понимайте по отношению к диаволу,—суд, о котором и чрез пророка Исаия так говорит Бог: Се (Иаков) отрок мой, восприму и; (Израиль) избранный мой, прият его душа моя, дах Дух мой нань, и суд языком возвестит (Ис. 42,1).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся язы́цы пред тобою.

Рекши о пороках, обладающих многочисленнейшими человеками, и поведав о злобе и безчеловечии сильных, молит Бога о низпослании помощи обижаемым. Что же есть, воскресни Господи? То же, что востани, заступи, помози, накажи обидящих. Чего ради? да не крепится человек, сиречь, да не превозмогает сильный безсильнаго, будучи прах и пепел противу Бога Творца своего. Да судятся язы́цы пред Тобою. То есть, да будут наказаны за грехи сонмы всех нечестивых и злых человеков. Они не исправилися по причине Твоего долготерпения: убо востребуй ответа за их дерзновение.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 18-19 Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть

Побеждены не все еще языческие соседи; псалмопевцу и его народу угрожает опасность еще с другой стороны; поэтому благодарность за одержанную победу соединяется у него с молитвою о даровании другой победы, о новом суде над язычниками, чтобы они, беззаконники, были усмирены и таким образом показано было их бессилие.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 20-21 воскресени, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть

«Восстань, Господи, да не преобладает человек» - пусть Господь будет единственным вершителем судеб народов, пусть от Него одного, как истинного Судии, зависит их счастье или несчастие, а не от человеческого искусства и военных успехов, которые могут принадлежать и нечестивому. Господство же последнего являлось бы упрочением и распространением на земле нечестия. Поэтому Давид молит Бога, чтобы Он своими какими-либо особенными делами показал всему миру, что власть над ним принадлежит только Ему, и чтобы знали все народы, что «человеки они», с евр. enosh - слабый, бессильный.

Прот. Григорий Разумовский

Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся язы́цы пред Тобою

Воскресни здесь значит – восстани, помоги, Господи, отомсти и накажи несправедливых; да не крепится, т.е. да не преобладает, да не превозносится и не гордится человек, да не оскорбляет сильный бессильного, гордый смиренного. Да судятся язы́цы пред Тобою, т.е. пусть предстанут народы на суд пред лицом Твоим, и тогда сонмы всех нечестивых и злых человеков будут наказаны за грехи их. По причине Твоего долготерпения они не исправились, поэтому потребуй от них ответа за их ожесточенную дерзость пред Тобою.

Объяснение священной книги псалмов.